Время новостей
     N°104, 18 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.06.2010
"Я знаю, я летал"
Владимиру Путину показали российский истребитель пятого поколения
Премьер-министр Владимир Путин вчера посетил подмосковный Жуковский, где осмотрел Центральный аэрогидродинамический институт -- крупнейший в мире центр авиационной науки, и побывал на аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова, где проводились очередные испытания нового авиационного комплекса пятого поколения. После наблюдения (с земли) за полетом нового самолета глава правительства пообщался с летчиком-испытателем Сергеем Богданом. Почти что коллеги (премьер в бытность президентом летал на сверхзвуковом бомбардировщике) пришли к общему мнению, что наш аппарат превосходит зарубежные аналоги по всем параметрам, в том числе и по боевому духу.

В ЦАГИ Владимир Путин первым делом направился не к самолетам, а в лабораторию, где установлена трансзвуковая аэродинамическая труба Т-128, с помощью которой исследуются модели летательных аппаратов и ракет. Именно эта лаборатория один из первых этапов проектирования любой машины. Гендиректор ЦАГИ Борис Алешин продемонстрировал премьеру модели российских самолетов, которые испытываются в трубе, в частности Sukhoi Superjet 100. Г-н Алешин также сообщил, что сейчас в институте проводятся исследования и разработки новейших перспективных самолетов, которые могут появиться не раньше чем через 10--15 лет.

Затем глава правительства побывал в зале статических испытаний, где его вниманием завладел Михаил Погосян, руководитель холдинга «Сухой», чей Superjet 100 как раз проходит испытания. Г-н Погосян заверил, что все идет по плану (план этот, как известно, неоднократно корректировался в сторону увеличения сроков). А глава объединенной строительной корпорации Алексей Федоров указал на возможности ЦАГИ по испытанию на прочность различных высотных зданий и мостов, что актуально в связи со случаем с «танцующим мостом» в Волгограде.

Владимир Путин пообщался и с рядовыми сотрудниками института, которых порадовал сообщением о росте промышленного производства и сокращении безработицы: «За первые пять месяцев текущего года по сравнению с январем--маем 2009 года рост промпроизводства составил 10,3% -- это последние данные Росстата. Мы начинаем выходить из кризиса», -- уверенно заявил премьер. Безработица, по его словам, снизилась за этот же период на 14,4%, или почти на миллион человек.

После посещения ЦАГИ глава правительства отправился на аэродром ЛИИ им. Громова, где буквально сразу после приезда высокого гостя в небо поднялся уникальный авиационный комплекс пятого поколения. Премьер смог понаблюдать, как машина держится в воздухе, пилот постарался продемонстрировать возможности самолета, сделав несколько кругов в пределах видимости.

После непродолжительного показательного полета Владимир Путин побеседовал с летчиком-испытателем Сергеем Богданом, управлявшим машиной. Глава правительства напомнил, что работы по проекту перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2002 году, в 2004 году был создан макет, а в 2005-м началось реальное финансирование работ, первый полет же состоялся в начале этого года. Владимир Путин отметил, что на первых этапах создания было потрачено около 30 млрд руб., на завершение проекта понадобится еще примерно столько же. «Это изделие длительного срока изготовления и длительного срока службы, самолет будет служить 30--35 лет в строю с учетом модернизации», -- не жалеет о потраченных средствах глава правительства. Кроме того, премьер отметил, что отечественный истребитель пятого поколения будет стоить в 2,5--3 раза дешевле, чем зарубежные аналоги. Но выигрыш не только в цене: «Это машина, которая будет превосходить и нашего основного конкурента -- Ф-22 (американский истребитель 5-го поколения. -- Ред.) по маневренности, вооружению и дальности», -- уверен г-н Путин. «И боевым духом», -- не сомневается Сергей Богдан. «Прежде всего», -- согласился премьер. Собеседники не стали при посторонних уточнять, что включает в себя таинственная летная характеристика «боевой дух».

Владимир Путин и Сергей Богдан подошли к самолету, глава правительства поднялся в кабину, а испытатель указал на основные особенности машины. В частности, г-н Богдан сообщал, что пилот может управлять основными системами самолета, не снимая руку с ручки -- это особенно актуально для летчика при перегрузках. «Я знаю, я летал», -- понимающе заметил премьер и летчик Владимир Путин.

Юлия МИРОНОВА