Время новостей
     N°137, 01 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2002
Освоение столицы
«Седьмой континент» не пойдет в регионы, пока есть место в Москве
Одна из крупнейших сетей столичного ритейла, компания «Седьмой континент», вчера объявила о том, что в ближайшие два года будет вкладывать практически всю свою прибыль в развитие московской сети. Кроме того, наметилась тенденция значительного увеличения оборота: в 2001 году он составил 201,5 млн долл., что на 70 млн больше, чем в 2000-м. В этом году ожидается рост как минимум в полтора раза. Однако при постоянном увеличении оборотов чистая прибыль компании в 2001 году уменьшилась до 1 млн руб. с 10,2 млн руб. в 2000-м. Такое падение генеральный директор торговой сети Владимир Ярошевский связывает с увеличением расходов на развитие сети. По всей видимости, компания еще долго не будет отличаться высокой прибыльностью. Если в прошлом году в развитие сети было инвестировано свыше 40 млн долл., на которые было открыто семь новых магазинов (всего в конце года насчитывалось 22 магазина), то в нынешнем было выделено 70 млн долл., и к концу года в столице будет 33 «Седьмых континента».

Так, медленно, но верно компания приближается к лидеру на рынке ритейла -- сети «Перекресток», которая на следующей неделе открывает свой 42-й магазин. Руководство «Перекрестка» по этому поводу абсолютно не переживает. Все операторы как один заявляют, что рынок не насыщен. Магазины легко могут уживаться даже в том случае, если они расположены стена к стене. «К примеру, когда мы открывали магазин на Рублевском шоссе, -- рассказывает Владимир Карнаухов, член совета директоров компании «Седьмой континент», генеральный директор ОАО «Столичные гастрономы», -- по соседству, в нескольких метрах, уже был один наш магазин и «Перекресток». Надо отметить, что оборот в нашем новом магазине стал таким же большим, как и в соседнем. И «Перекресток» не пострадал. Бум развития торговых сетей будет продолжаться в Москве еще два-три года». Другое дело, что скоро столица может лишиться подмосковных покупателей. Как заметил Владимир Карнаухов, появление губернского кольца, программа по созданию целой сети крупнейших торговых точек на внешнем кольце, а также готовящаяся сейчас программа по строительству крупных торговых центров во всех городах Московской области с населением 100 тыс. значительно уменьшат столичные обороты.

В связи с этим в компании продумывают дополнительные пути расширения своего бизнеса. Хотя все деньги сейчас идут на Москву, уже ведутся многочисленные переговоры по продаже франшизы. Иного присутствия в регионах «Седьмой континент» для себя пока не видит. Но и никаких конкретных договоренностей с регионами тоже пока нет.

Между тем в сентябре компания открывает первые магазины формата «люкс»: на Ленинском проспекте и на Большой Грузинской. Там в отличие от обычных «Седьмых континентов» прежде всего будут сокращены торговые площади. Как отмечает г-н Ярошевский, сейчас многих покупателей не устраивают огромные торговые залы, они хотят делать покупки очень быстро, а не бродить часами по магазину. Так, площадь магазина на Ленинском составляет 350 кв. м. Соответственно, и ассортимент тоже будет усечен. Акцент будет сделан на готовые салаты, свежие полуфабрикаты и свежую рыбу высокого качества. Цена на обычные продукты, как заявляет руководство «Седьмого континента», не будет очень высокой. «Даже если в магазин зайдет пенсионерка, то она не упадет в обморок, увидев наши цены», -- уверяет Владимир Карнаухов. В магазинах категории «люкс» предполагается более дорогая отделка и изысканный дизайн.

Другие операторы ритейла к такому формату относятся достаточно скептически. В «Перекрестке», например, говорят, что они по такому пути никогда не пойдут. Все их магазины рассчитаны на людей со средним и ниже среднего уровня доходом. А аналитик компании UFG Алексей Кривошапко считает, что это вообще не очень удачный маркетинговый ход. Прежде всего, по его мнению, стоило бы поменять бренд. К тому же, продолжает он, компания ошиблась с определением формата. Люксом, или, как это называется на Западе, «деликатесом», считаются магазины, в которых продают экзотические продукты. А «Седьмой континент», видимо, пока решил удивить всех ценами, а не экзотикой.

Екатерина САШЕНКО