Время новостей
     N°136, 31 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.07.2002
Перемены на Лидо
Программа 59-го Венецианского фестиваля оказалась с русским уклоном
Вчерашней пресс-конференции президента Венецианской биеннале Франко Бернабе и новоназначенного директора Венецианского кинофестиваля Морица де Хадельна ждали с нетерпением. Она должна была дать ответ на вопрос о том, означает ли смена руководства (до этого де Хадельн 22 года руководил Берлинским МКФ) изменение концепции фестиваля. Если в двух словах, фестиваль на острове Лидо является не только старейшим, но и самым высоколобым и скучным из европейских кинофорумов. Нет, разумеется, каждый год в Венеции показывают множество великолепных фильмов и открывают новые имена, но сама концепция венецианского конкурса ориентирована на фильмы авторские, «культурно значимые», программно занудные, замешанные на незыблемых ценностях европейской культуры. Для экзотики итальянские отборщики добавляли непременную Азию, разыгрывая основную интригу как противостояние утонченной европейской культурности и архаичной восточной витальности. Структура казалось рассчитанной еще на долгие годы и десятилетия, но 59-й фестиваль, который пройдет с 29 августа по 8 сентября, похоже, сулит серьезные перемены.

Первый сюрприз -- приятный для нас. Де Хадельн и его давний партнер, отборщик по восточной Европе Ганс Иоахим Шлегель, сдержали данное ранее обещание и обратили взоры на Россию. Русское кино представлено беспрецедентно широко. В конкурсе -- новая работа Андрея Михалкова-Кончаловского «Дом дураков», а также немецко-французско-испано-итало-шведская картина Сергея Бодрова-старшего «Медвежий поцелуй», в которой Бодров-младший играет человека, превратившегося в медведя. Зачем и как он это делает, читайте в репортажах вашего корреспондента. Пока стоит обратить внимание на имя соавтора сценария -- сам Теренс Малик! -- и на любопытный подбор актеров: в фильме также играет молодая шведка Ребека Лилеберг (застенчивая Агнес из «Покажи мне любовь» Лукаса Мудиссона) и отличный немецкий артист Иоахим Кроль («Принцесса и воин»). Интересно, что сам Мудиссон представит в параллельном «малом конкурсе», проводящемся под девизом «Против течения», фильм «Лиля навсегда» -- на русском языке и с русскими актерами.

В программе «Новые территории» покажут 50-минутный смонтированный фрагмент неоконченной «Реки» Алексея Балабанова и работу режиссера-дебютантки Веры Сторожевой «Небо, самолет, девушка» (ремейк фильма «Еще раз про любовь») с участием Ренаты Литвиновой (она же -- автор сценария и продюсер). А в Международную неделю критики включена драма «Змей» еще одного дебютанта -- Алексея Мурадова. Картина эта победила в конкурсе дебютов «Кинотавра» и представляет собой душераздирающую историю об отце-палаче, который зарабатывает деньги на операцию сыну, больному церебральным параличом. Вот такой российский десант.

На мой взгляд, в конкурсе стоит обратить особое внимание на фильм англичанина Стивена Долдри («Билли Эллиот») «Часы» с участием Николь Кидман, Меррил Стрип и Джулианны Мур, а также на «Куколок» знаменитого Такеши Китано. Вне конкурса главным событием для синефилов станет без сомнения премьера нового фильма Годфри Редджио, гениального адепта абсолютного кино, почти двадцать лет назад потрясшего всех своим «Кояннискаци». Его новая работа «Накойкаци», как всегда, озвучена музыкой Филиппа Гласса и представляет собой прихотливо смонтированную военную хронику.

Алексей МЕДВЕДЕВ