Время новостей
     N°136, 31 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.07.2002
Памятники поделят
А финансировать культуру будут еще больше
На вчерашней пресс-конференции в агентстве Интерфакс министр культуры Михаил Швыдкой обстоятельно высказался по многим вопросам, волновавшим в последнее время культурную общественность. По словам министра, государственное финансирование культуры должно в 2003 году возрасти на 28%.

Особое внимание уделят кинематографу: «Вообще финансирование кинопроизводства всегда будет опережать другие сферы культуры вдвое, в 2006 году мы должны довести производство до 100 фильмов в год». 100 фильмов -- давняя и заветная мечта Швыдкого; возможно, ей и суждено сбыться. Задача №1 -- добиться 15 августа на посвященном формированию бюджета заседании правительства увеличения финансирования кинопроизводства на 70%. Задача №2 -- сохранение «темпов роста». В нынешнем году в России должно появиться 62 картины, что, по мнению министра, совсем не плохо -- в позднесоветскую пору в РСФСР снималось примерно 75 картин в год. (Сколько народу увидит наши 62 картины и с какими впечатлениями зрители будут выходить из кинозалов -- вопросы отдельные.) Ставка на отечественного кинопроизводителя не должна мешать контактам с киноиндустрией Запада -- министр сообщил, что компания Paramount Pictures предполагает открыть свое представительство в России, дабы обзавестись сетью своих кинотеатров в магазинах «Икеа».

Другая проблема -- борьба федеральных и московских властей за архитектурные памятники. Подобных конфликтов в других регионах России нет, ибо нет там ни столичных бешеных денег, ни столичных бешеных цен на недвижимость. Подчеркнув свое уважение к мэру Москвы, министр сказал: «Городское правительство очень динамично решило многие вопросы еще в 90-е годы, но сейчас сложилась ситуация, напоминающая следующую: в вашу квартиру приходят люди и говорят -- мы сделаем здесь евроремонт и жить тут будете не вы, но вообще здесь будет классно. Вы бы, я думаю, отнеслись ко всему этому довольно напряженно».

Впрочем, министр рассчитывает на цивилизованное разрешение конфликта: он намерен встретиться с Юрием Лужковым, уверен в справедливом решении суда (тяжба Минкульта и правительства Москвы перенесена на 2 сентября), уповает на появление в будущем закона о разграничении прав собственности на памятники культуры. Касаясь судьбы особняка на Николоямской, Швыдкой, признав, что выдворение из него инвалидов дурно сказалось на имидже министерства, отослал к эпизоду визита Остапа Бендера в старгородский дом престарелых (где, как помним, хозяйничал застенчивый воришка Альхен) -- «инвалиды приходили в это здание только для того, чтобы собрать субаренду... Москва сдавала им помещения по льготной цене, а они собирали денег намного больше». Сам Минкульт не намерен наживаться на исторических памятниках: министр напомнил, что Смольный (федеральная собственность) отдан администрации Санкт-Петербурга в безвозмездное пользование.

Министр считает, что Дом Пашкова должен принадлежать Российской государственной библиотеке. (Чьи основные фонды по-прежнему недоступны читателям, а общее положение вполне катастрофично.) Он опасается резких движений в связи с возможным переносом скульптуры «Рабочий и колхозница» и реконструкцией гостиницы «Москва». Наконец, он полагает, что возможный судебный процесс «Идущие вместе» против Владимира Сорокина поможет обществу научиться отличать литературу художественную (Сорокин) от «нехудожественной» (порнография, каковую усмотрели, а теперь прокуратура ищет в сорокинском романе «Голубое сало»). Таким образом, Михаил Швыдкой показал себя и рачительным хозяином (борьба за бюджетные средства и громадье кинопланов), и разумным консерватором (почтение к памятникам), и борцом за свободу творчества (сорокинская история). Даже неловко тревожить такого министра вопросами об уровне отечественной кинопродукции, состоянии главной библиотеки страны, зарплатах музейщиков, архитектурно-монументалистском беспределе, кадровой лихорадке в крупнейших музыкальных коллективах страны, процветании салонных псевдохудожников и проч.

Мария АНИНА