Время новостей
     N°88, 25 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.05.2010
На обочине
Русские на Лазурном берегу
Россия то так то этак участвует в Каннском фестивале -- то в конкурсе, то около. В прошлом году, например, два отечественных фильма -- «Царь» Павла Лунгина и «Сказка про темноту» Николая Хомерики -- были представлены в престижной программе «Особый взгляд», а в этом году там от нас не было ни одного, зато в основном конкурсе официально от России участвовал фильм Никиты Михалкова (во французской версии он называется «Исход»), а неофициально -- формально немецко-украинское, а по сути и языку совершенно российское «Счастье мое» Сергея Лозницы. Зато призов нам в этом году не досталось вовсе, а в прошлом упоминания жюри удостоилась внеконкурсная картина Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». А еще раньше «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль получил Константин Лавроненко за «Изгнание» Андрея Звягинцева (а вот «Александра» Сокурова тогда осталась без наград). Главной же награды у русских не было с 1956 года -- тогда ее получил фильм «Летят журавли».

В этом году противопоставление двух версий российской реальности, запечатленных не столько в фильмах, сколько в фигурах авторов, похоже, куда больше занимало российских же наблюдателей, чем международную кинообщественность. Правда, перед началом фестиваля фильм Никиты Михалкова попал было в число наиболее скандальных и в связи с этим ожидаемых картин, но ни сама премьера, ни пресс-показ и пресс-конференция ожиданий не оправдали. Не было ни скандала, ни восторга, ни схватки мнений. Только домашнее ворчание хорошо известных оппонентов и спокойное равнодушие большинства зрителей.

Надо сказать, что фильм Лозницы за пределами российской прессы привлек еще меньше внимания. Имя этого документалиста, окруженное почтением в профессиональных кругах, каннской публике незнакомо, а его мрачная сказка про Колобка-дальнобойщика, который от судьбы не ушел, да и уйти было некуда, не попала в формат актуальных для мирового сообщества тем.

Но россияне не унывали -- российский павильон проводил презентации новых проектов, богатые русские гости участвовали в стильных вечеринках, и им было не до того печального факта, что отечественное кино так же плохо вписывается в глобальный ландшафт мирового искусства, как наши родные проселочные дороги в стандарт скоростных хайвеев.

Борис КОШКИН