Время новостей
     N°134, 29 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.07.2002
Непредвиденная реакция
Подводников погубил пероксид углерода
Точку в расследовании одной из самых масштабных российских трагедий -- катастрофы атомного подводного ракетного крейсера «Курск» -- поставила Генпрокуратура. 12 августа 2000 года после мощного взрыва подлодка затонула в водах Баренцева моря, а все 118 членов ее экипажа погибли. В минувшую пятницу генпрокурор Владимир Устинов объявил, что после двух лет кропотливой работы удалось выяснить причины аварии.

Следователи выяснили, что внутри приготовленной к стрельбе торпеды неожиданно началась необратимая реакция, вызвавшая мощный взрыв. Причины сложного химического процесса установить уже невозможно. По главной версии, через микротрещины в резиновой прокладке топливной системы торпеды керосин и антифриз просочились в резервуар с пероксидом водорода, что и привело к ЧП. В Генпрокуратуре посчитали, что и моряки, пользовавшиеся торпедой, и ее изготовители не могли предвидеть возможность взрыва, поэтому уголовное дело о гибели «Курска» прекращено за отсутствием состава преступления и списано в архив.

Как сказал на специальной пресс-конференции г-н Устинов, следствию с точностью до секунд удалось восстановить события рокового дня. После выполнения задания на больших глубинах «Курск» поднялся на перископную глубину для учебных стрельб. Практическая (то есть без боеголовки) торпеда 65-76А (заводской №1336 А ПВ) в этот момент находилась в четвертом торпедном аппарате. Следователи выяснили, что загружали ее туда в штатном порядке (некоторые эксперты ранее предполагали, что моряки спешили избавиться от бракованного боеприпаса). Топливная система этого вида торпед устроена так, что в одном ее резервуаре находится специальный керосин, а в другом -- пероксид водорода, используемый в качестве окислителя топлива.

По версии прокуратуры, в какой-то момент внутри торпеды расшатался болт, закреплявший резиновую прокладку между резервуарами, в торпеде появились микротрещины. Когда торпеда была готова к пуску, керосин попал в емкость с пероксидом водорода. В эту смесь еще добавился антифриз, и внутри торпеды начался сложный физико-химический процесс: саморазложение пероксида водорода на воду и кислород. Эта реакция сопровождалась возрастанием в резервуаре температуры до 2--3 тысяч градусов по Цельсию и давления -- до 50 тысяч атмосфер.

В результате в 11 часов 28 минут 26,5 секунд грянул взрыв. Он полностью разрушил четвертый торпедный аппарат и частично -- расположенный рядом второй. Осколками были повреждены другие хранившиеся торпеды, что вызвало в них необратимые реакции, а в два образовавшихся на месте торпедных шахт отверстия хлынула вода. Первый отсек «Курска» оказался затоплен, лодка пошла ко дну. Спустя две минуты сдетонировали оставшиеся боеприпасы, вызвав второй, более мощный взрыв, который почти полностью разрушил отсеки с первого по третий. В отсеках 4, 5 и 5-бис тоже оказались серьезные повреждения, а находившиеся в них люди почти моментального погибли.

Выжившие 23 члена экипажа по приказу командиров собрались в девятом отсеке, взяв с собой гидрокостюмы, индивидуальные дыхательные аппараты, противогазы, регенеративные патроны. Перед этим моряки убедились, что атомный реактор лодки надежно заглушен. Вскоре через разрушенную систему вентиляции в девятый отсек начала поступать вода, а потом и едкий дым. Через восемь часов после аварии на лодке не осталось ни одного живого человека. По версии следствия, моряки готовились покинуть корабль через специальный люк, но экспертиза показала, что при взрыве он был серьезно поврежден.

Следователи установили, что проектировщики и изготовители торпеды не могли предвидеть такой нештатной ситуации, а моряки использовали торпеду без нарушений -- не роняли ее, хранили в положенном месте. «Мы с точностью выяснили, что торпеда взорвалась сама, -- сказал представитель Генпрокуратуры. -- Во время многочисленных экспериментов с такими же боеприпасами было выявлено: порой достаточно легкой тряски, чтобы в резервуарах с пероксидом водорода, даже без попадания туда керосина, неожиданно и самопроизвольно начинали происходить необратимые реакции, сопровождающиеся резким повышением температуры и давления».

Александр ШВАРЕВ