Время новостей
     N°87, 24 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.05.2010
Варфоломеевская декада
Патриарх Нового Рима прибыл в Третий Рим
По приглашению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Россию прибыл патриарх Константинопольский Варфоломей. Глава древнейшей православной церкви, имеющий титул Вселенского патриарха и архиепископа Константинополя -- Нового Рима, проведет десять дней на канонической территории самой многочисленной поместной церкви, в лоне которой пять столетий назад вызрела идея «Москва -- Третий Рим» (к слову, эту столь популярную и по сей день концепцию патриарх Варфоломей считает богословски несостоятельной). За прошедшие века в отношениях между цареградской церковью-матерью и ее «дочерней структурой» -- РПЦ не раз возникали трения. Если в XVI веке греческие иерархи высказывали сомнения в законности поставления первого русского патриарха Иова (они считали, что благословение вселенского патриарха Иеремии было получено насилием и хитростью со стороны московитов), то в конце XX века диалог Москвы и Константинополя осложнили сразу три спорных момента: раскол в Эстонской церкви, апелляция украинских раскольников к Вселенскому патриархату и, наконец, «ревность» Константинополя, вызванная (истинными или кажущимися) амбициями Русской церкви. В последние годы эти разногласия если не были разрешены, то острота спорных вопросов была снята, не без участия действующего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Нынешний приезд Варфоломея I можно расценивать как ответный визит вежливости. Напомним, что в июле прошлого года вновь избранный глава РПЦ посетил Стамбул, где провел с Константинопольским патриархом переговоры, после чего, по мнению некоторых иерархов РПЦ, имеет смысл говорить о перезагрузке в отношениях двух поместных церквей.

Его Божественное Всесвятейшество патриарх Варфоломей прибыл в Москву в минувшую субботу. Патриарх Кирилл, который во главе делегации высших иерархов РПЦ встречал главу Константинопольской церкви в аэропорту Внуково-2, заявил: «Это не только обмен братскими визитами, что само по себе важно; это и конкретные договоренности, которые помогают всем православным церквам, не только двум нашим церквам, более активно взаимодействовать сегодня, в том числе в решении проблем, которые существуют в повестке дня межправославных отношений». В воскресенье, в один из главных христианских праздников -- день Святой Троицы (иначе называемый Пятидесятницей), два патриарха совместно отслужили литургию в Троице-Сергиевой лавре. В патриархии подчеркивают, что в числе многих тысяч верующих, собравшихся в этот день в центре русского православия, на празднике присутствовали делегации молодых православных из Германии и США. Речь идет о прихожанах Русской зарубежной церкви, приехавших на молодежный международный студенческий форум, который сейчас проходит в Москве под эгидой РПЦ. Заметим, что в последние десятилетия зарубежные приходы Русской церкви порой становились яблоком раздора между Москвой и Константинополем: например, можно вспомнить конфликт в Сурожской епархии РПЦ, действующей на территории Великобритании и Ирландии. В июне 2006 года бывший глава этой епархии владыка Василий (Осборн) перешел в юрисдикцию Константинопольской церкви, вслед за епископом последовала значительная часть клириков и приходов. Заметим, что Сурожская кафедра весьма непростое хозяйство: так, нынешний глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев), который в 2002 году был назначен младшим викарием в эту епархию, через полгода вынужден был ее покинуть. Следует отметить, что в ходе прошлогоднего визита патриарха Кирилла в Стамбул вопрос о духовном окормлении православных в диаспоре удалось согласовать -- Москва дала добро на устроение епископских собраний под председательством иерархов Константинопольской церкви.

Сегодня патриарх Варфоломей, чью паству в основном составляют греки, примет участие в торжествах по случаю Дней славянской письменности и культуры. Глава Вселенской церкви вместе с патриархом Кириллом отслужит в храме Христа Спасителя литургию в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, после чего предстоятели двух церквей возглавят праздничное шествие, которое пройдет от главного собора Москвы до Кремля. На Васильевском спуске -- также при участии патриархов Кирилла и Варфоломея -- пройдет торжественное открытие Дней славянской письменности.

Константинопольская церковь, благодаря которой на Русь пришли и письменность, и культура, по праву именует себя Вселенской и первенствующей. Собственно говоря, после раскола христианской церкви на западную и восточную в мире существовала только одна православная церковь -- византийская. Болгарская, сербская, грузинская, русская и прочие автокефальные (самоуправляющиеся) поместные церкви образовались позднее. Сейчас патриархат Нового Рима далеко не самый многочисленный; даже греки, живущие собственно в Греции, в большинстве своем подчиняются не Константинопольскому патриарху, а архиепископу Элладской православной церкви. Поместные православные церкви равноправны -- Вселенский патриарх (по крайней мере формально) не претендует на то, чтобы быть главным, в отличие, например, от Папы Римского, считающего себя главой всеобщей (так переводится слово «католическая») церкви. В юрисдикции Константинополя находятся приходы в Турции, но подавляющее большинство паствы патриарха Варфоломея обитает в Соединенных Штатах и Западной Европе.

В том числе сейчас в юрисдикции Константинополя находится едва ли не большая часть православных в Эстонии, что вызывает нарекания Московской патриархии. В середине 90-х патриарх Варфоломей своим томосом (указом) восстановил автокефалию Эстонской апостольской православной церкви под своей юрисдикцией, хотя Москва заявляла о наличии в Эстонии канонической церковной власти. Особую остроту конфликту придавало то, что Таллинская кафедра была «родной» для патриарха Алексия II, выходца из Эстонии. Сейчас конфликт скорее заморожен -- небольшую православную общину делят между собой две церкви. Другую спорную ситуацию -- на Украине -- можно считать фактически разрешенной. Напомним, самозваный патриарх Филарет (Денисенко), глава неканонического Киевского патриархата, и главы других альтернативных церковных организаций Украины при поддержке теперь уже бывшего президента Виктора Ющенко активно лоббировали идею создания «национальной церкви», в том числе рассматривался вариант формирования такой церкви под юрисдикцией Константинополя. Однако патриарх Варфоломей, посещавший Украину наряду с московскими патриархами Алексием II и Кириллом, счел за лучшее не вмешиваться в конфликт -- в результате единственной всеми признанной легитимной структурой в стране осталась Украинская православная церковь Московского патриархата.

Михаил МОШКИН