Время новостей
     N°82, 17 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.05.2010
Старый конь на новой борозде
Хорошее кино на канале «Культура»
С 15 мая в эфире телеканала «Россия К» (а по старинке «Культура») появилась новая еженедельная кинолинейка «Фестивальное кино. Другие берега, другие жизни». Это первая акция в пространстве отечественного телеэфира, которая знакомит зрителя с зарубежным авторским документальным кино. Для этого феномена современной культуры в английском языке даже есть самостоятельный термин -- creative documentaries, что означает «творческая кинодокументалистика». То есть неигровое кино, отмеченное своеобразием авторского подхода, с оригинальным киноязыком и способами рассказа, узнаваемым авторским почерком, вниманием к судьбе и каждодневной жизни героев. Как и кино научно-популярное, оно тоже имеет цель популяризаторскую, просветительскую, но в сфере психологической и гуманистической. Эта документалистика делает доступным зрителю личностный опыт других людей, отделенных от него психологическими барьерами, жизненным укладом и расстояниями, -- героев фильмов и их авторов. Такого кино никогда в России по ТВ никто практически не показывал. Эта сфера культуры отсутствовала в нашем культурном ландшафте.

Зато теперь -- хеппи-энд. Российскому зрителю удастся посмотреть фильмы ведущих авторов-документалистов мира. Которые, как выясняется, в первую очередь просто люди -- как ни странно, в этом авторском кино авторское же самолюбие отступает перед обаянием жизни.

Британский документалист Шон Макаллистер вечно берет заказ у какого-нибудь телеканала и едет снимать в Ирак или в Японию, а привозит... иногда великий фильм поперек всех телеформатов, но и вне конкуренции. Такой, например, как «Либераче из Багдада» -- пронзительное авторское соло о великом пианисте-иракце, заточенном сначала Саддамом, а потом войной в терпящей крах стране и играющем в лобби отеля, где живут сплошь иностранные журналисты и где его, собственно, и встретил режиссер Макаллистер. Или его же «Япония. История любви и ненависти» -- повествование про собственную попытку понять загадочную и закрытую страну, ее ценности, ее нормы, ее нравы -- через участие в печальном романе двух японских лузеров, надрывающихся за гроши на нескольких работах.

Датчанин Микаэль Ноэр в своем «Вестербро» с неавторской самоотверженностью отдал камеру своей 20-летней соседке Жюли, чтобы из самых первых рук узнать, чем она живет и как ей живется с ее любимым непутевым Мартином.

Румын из Бельгии Дан Алекси два года потратил, чтобы снять для своего «В кабале в Кабуле» двух последних евреев города и их застарелую вражду, которой они дорожат буквально больше всего. Потому что именно она связывает их с жизнью.

Израильтянка Далит Кимор преодолевает извечные политические противоречия, буквально влюбившись во вдову-палестинку Фатму и семь ее подруг, таких же «вдов джихада» из Галилеи, открывших на свой страх и риск фабричку по изготовлению консервированных овощей. И снимает о них «Соленья», невероятно трогательный фильм о женщинах, взявших свою судьбу в собственные руки и наплевавших на политику со всеми ее отговорками, отвлекающими от нормальной жизни...

Всего фильмов будет показано двенадцать. И все это замечательное кино, которое канал «Культура» (пока, надо сказать, с понятной опаской -- в 0.10) намерен наконец продемонстрировать, с успехом идет далеко не только на кинофестивалях, а и по телеканалам всего мира. Например, у BBC-1 для него есть прайм-таймовый слот Storyville.

Можно предположить, что мы имеем дело с началом тихой революции «контента» отечественного телеэфира. Ведь за сущностно новое взялся телеканал «Культура», это, казалось, навеки пораженное замогильным спокойствием стойло старых эфирных коней, которые борозды не портят, но никому и не интересно, что конкретно они пашут. А вот теперь появилось нечто новое. И действительно глубокое.

Виктор БРЕСЛАВСКИЙ
//  читайте тему  //  Кино