Время новостей
     N°81, 14 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.05.2010
ВТО не защитит Америку
Airbus по-прежнему хочет стать поставщиком минобороны США
Европейский концерн Airbus намерен продолжить борьбу за участие в тендере на поставку самолетов-топливозаправщиков для ВВС США. Президент Airbus Томас Эндерс заявил, что концерн продолжает искать американских партнеров для этого проекта вместо компании Northrop Grumman, которая вышла из соревнования в марте этого года. Как известно, Airbus вместе с Northrop выиграли в феврале 2008 года предыдущий раунд тендера, впоследствии отмененный американскими властями.

Между тем группа американских сенаторов призвала Пентагон на новом этапе соревнования принять во внимание решение о государственных субсидиях Airbus, принятое Всемирной торговой организацией (ВТО) в марте. Тогда, рассматривая иск США к Евросоюзу, ВТО установила, что Airbus действительно использовал не рыночное, государственное финансирование для разработки некоторых своих самолетов, в частности А330, на базе которого сделан заправщик, предлагаемый теперь американским ВВС. Глава Пентагона Роберт Гейтс, правда, уже заявил, что юридически это решение не может помешать допуску Airbus к военному тендеру. Европейский концерн также сообщил, что вердикт ВТО пока не имел никаких последствий для его коммерческой деятельности.

Американские ВВС не закупали иностранные воздушные суда со времен первой мировой войны. А контракт на замену устаревших самолетов-танкеров только на первом этапе принесет победителю порядка 35 млрд долл., а заодно сделает его постоянным поставщиком минобороны США на полвека вперед.

Как известно, тендер, в котором американский авиастроительный гигант Boeing конкурирует с иностранцем Airbus, идет с переменным промежуточным результатом уже десятый год. Впервые он был объявлен в 2001 году. Boeing и консорциум Airbus с Northrop Grumman с самого начала были единственной парой соперников. В 2002 году победителем был объявлен Boeing, представивший КС-767А (на базе лайнера Boeing-767). Однако потом это решение было пересмотрено, и следующий раунд в феврале 2008 года выиграл предложенный европейцами A330MRTT. Однако и это решение оказалось не окончательным, его отменили в июне того же года.

В сентябре 2009 года Пентагон приступил к новому рассмотрению заявок по измененным критериям. А 8 марта этого года консорциум Airbus -- Northrop Grumman вышел из конкурса, заявив, что новые критерии создают очевидные преимущества для Boeing. Правда, почти сразу Airbus изъявил желание вернуться в конкурс уже без Northrop. Чтобы дать европейцам этот шанс, Пентагон перенес подведение итогов с апреля на июнь текущего года.

Для систематических отмен итогов тендера каждый раз находились не столько технические, сколько юридические поводы. Как сообщил информационный портал Defense News, на днях группа законодателей США ввела в игру еще один козырь такого рода. Сенаторы Пэтти Мюррей, Мария Кантвелл и Рик Ларсен обратились в Пентагон с просьбой принять во внимание, что Airbus нарушает правила честной конкуренции, получая государственные субсидии на разработку своих лайнеров. При этом они сослались на решение, приятое ВТО по иску правительства США.

Полный текст этого решения был опубликован 23 марта текущего года. Boeing расценил его как свою большую победу. «Это мощное, эпохальное юридическое заключение и хорошая новость для авиастроителей по всей Америке, которые десятилетиями вынуждены были конкурировать с получающим большие субсидии Airbus», -- говорилось в опубликованном в тот день заявлении американской компании.

Правительство США, подавшее в ВТО иск против Евросоюза, указывало, что субсидии использовались в поддержку разработки всех самолетов Airbus, в частности на проектирование семейства A330/A340 европейские правительства выдели более 5 млрд долл., а на A380 -- 4 млрд долларов.

Сенаторы Мюррей, Кантвелл и Ларсен особо обратили внимание Пентагона на вопросы по поводу А330, так как именно этот самолет послужил основой для танкера, который Airbus хочет продать ВВС США. Правда, до сих пор мартовское решение ВТО не привело к сколько-нибудь заметной перестановке сил на мировом авиастроительном рынке, как, видимо, рассчитывал Boeing. «Благодаря неуклонной решимости правительства США покончить с незаконными субсидиями, это решение (ВТО. -- Ред.) должно выровнять конкурентное игровое поле раз и навсегда и для всех, включая Airbus, а также создать важный прецедент для других стран, имеющих амбиции войти на рынок коммерческого авиастроения», -- заявила тогда американская компания. Она специально призвала «Airbus и спонсирующие его правительства» отказаться от планов субсидировать разработку европейского лайнера нового поколения A350.

«Мои юристы говорят мне, что вердикт ВТО не может служить нам основанием для принятия решений», -- уже 24 марта заявил глава Пентагона Роберт Гейтс в подкомитете по ассигнованиям на оборону палаты представителей конгресса США.

Коммерческий директор Airbus Джон Лехи, выступая в начале этой недели на ежегодной конференции концерна для иностранной прессы, заявил, что решение ВТО никак не повлияло на работу европейских авиастроителей. При этом в качестве примера он сослался как раз на то, что проектирование А350 и сбор заказов на эту машину продолжаются в хорошем ритме.

Михаил КУКУШКИН