Время новостей
     N°75, 30 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.04.2010
«Я был посыльным и носил русские сапоги»
Американский мультимиллионер сербского происхождения Милан ПАНИЧ, основатель крупной фармацевтической компании «Ай Си Эн», начал бизнес в нашей стране два десятилетия назад, его компании принадлежали пять фармацевтических заводов и 96 аптек. Однако в 2003-м он ушел с российского рынка. Г-н Панич оставил след и в балканской политике -- в 1992--1993 годах он был премьер-министром Югославии. Ныне 81-летний предприниматель возглавляет американскую компанию «Эм Пи Байомедикалс», в эти дни он ведет в Москве переговоры об инвестициях в российскую фармацевтическую промышленность. «Времени новостей» он рассказал о своих планах и опыте работы в России.

-- Мы стали серьезно изучать возможности работы в России еще в 1980-е годы. Было ясно, что это очень перспективный рынок, но фармацевтическая отрасль была раздробленной. Мы поняли, что на первом этапе следует модернизировать производство старых лекарств, внедрить новую технологию для создания новых эффективных препаратов, а также произвести консолидацию некоторых сегментов отрасли. Кроме того, следовало создать новую сеть аптек. Компания приобрела заводы в Санкт-Петербурге, Томске, Челябинске, Йошкар-Оле, Курске. На них трудилось 12 тыс. сотрудников, мы стали самой крупной фармацевтической компанией в России. Каждая пятая таблетка, производимая в стране, была нашей. Но в 1998 году после дефолта, который серьезно затронул интересы нашей компании, акционеры решили, что продолжать бизнес рискованно и мы продали его Роману Абрамовичу.

-- Когда вы решили вернуться в Россию?

-- В прошлом году. Мой опыт говорит, что возврат на рынок в условиях кризиса может быть гораздо успешнее, чем при подъеме экономики. Самые хорошие шансы у того, кто первым приходит на рынок. У меня сегодня больше оптимизма, чем прежде. Несмотря на трудности, экономика в России лучше, чем 20 лет назад. Я намерен начинать с очень серьезных инвестиций. Наш проект возвращения на российский рынок имеет поддержку ведущих банковских структур.

Мною движет и эмоциональная привязанность к России, ее культуре. Моя жена Милена -- известная оперная певица, она пела на российской сцене. Мы были среди спонсоров Большого театра, помогали издавать книги о русской культуре. А сейчас в Москве я испытал душевный подъем, когда из окна отеля наблюдал репетицию парада Победы. Ведь это наша общая Победа, югославская армия вместе с Красной армией совместно боролась против фашизма. Мне было в конце войны 14 лет, я был посыльным, носил военную форму и русские сапоги. Я это всегда помню.

-- С кем вы ведете переговоры о возобновлении бизнеса?

-- Успешно прошли переговоры с представителями дистрибьюторских компаний. Главное -- подписание договора о сотрудничестве с Анатолием Чубайсом, руководителем госкорпорации «Роснано» (Российская корпорация нанотехнологий. -- Ред.), которая координирует инвестиции в передовые отрасли российской экономики. Я давно знаю г-на Чубайса. Не сомневаюсь, что мы можем стать хорошими партнерами, так как имеется взаимный интерес к сотрудничеству. Специалисты «Роснано» хорошо знают перспективы развития отрасли, возможности приобретения новых активов. Поэтому мы стремимся объединить усилия с их аналитиками. Нашим вкладом будут также новые технологии, которые мы имеем на заводах в США и Европе. Это поможет поднять уровень лекарств до мировых стандартов. Мы планируем инвестировать средства в регионы, где уже имеется развитая фармацевтическая промышленность. Мы думаем о Новосибирске, Томске, Санкт-Петербурге, некоторых других городах.

-- Какие медицинские препараты вы намерены производить в России?

-- Выдам маленькую тайну. Если наши исследователи создадут «волшебную таблетку» против болезни Альцгеймера, то мы будем ее производить в России. А также современные препараты против гепатита С, различных вирусов -- вплоть до СПИДа.

-- Вы были премьером Югославии, а потом в 1996 году вы публично заявили, что тогдашнего сербского президента Слободана Милошевича за его политику ждет Гаагский трибунал...

-- Я понимал, что будущее страны зависит от ее демократизации, стремился объединить оппозицию, помочь ее диалогу с властью. А президент Милошевич, провозгласивший курс на создание «великой Сербии», спровоцировал межнациональный конфликт.

Сегодня Сербия поднимается после тяжелейших испытаний -- гражданской войны, натовских бомбардировок в 1999 году. Я тогда написал письмо президенту Биллу Клинтону, где выражал свое негодование. Он до сих пор это помнит. Потом в 2003 году был убит мой друг, премьер страны Зоран Джинджич, я все это очень переживал. Но сейчас видно, что Сербия идет вперед и ее будущее как демократического государства в Европе не вызывает сомнений.

Беседовал Борис КАЙМАКОВ