Время новостей
     N°74, 29 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.04.2010
Референдум о распаде
Путевка в НАТО может разрушить Боснию и Герцеговину
На начало июня в Сараево намечено проведение крупной международной встречи по Балканам на уровне министров иностранных дел. В столицу Боснии и Герцеговины должны прибыть представители России, США, Евросоюза и балканских стран, а также Турции как одного из гарантов боснийского урегулирования и члена Организации Исламская конференция. На форуме планируется обсудить ситуацию в Боснии и Герцеговине, Косово, Македонии и других горячих точках региона, выработать путь урегулирования региональных проблем.

Однако сегодня никто не может гарантировать, что сараевская встреча состоится в намеченные сроки. Да и не факт, что к июню сама Босния и Герцеговина будет существовать в нынешнем виде. Западные державы настаивают на коренном переустройстве этой бывшей югославской республики. Боснийские сербы в ответ грозят провести референдум о самоопределении и даже присоединиться к Сербии.

Сербская сторона объясняет свои намерения попытками США и Евросоюза добиться жесткой централизации Боснии и Герцеговины. В настоящее время ее политико-административное устройство определяется Дейтонским мирным соглашением 1995 года. Тот документ положил конец кровавой этнической гражданской войне и заложил конституционные основы нового государства мусульман, сербов и хорватов. Страна состоит из двух составных частей -- мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины и боснийской Республики Сербской. Каждая наделена широкими полномочиями, включая собственную полицию. Центральные органы власти функционируют на основе принципа ротации и наличия права вето у представителей каждого из народов.

«Дейтонские соглашения создали уникальную международно-правовую модель современного государственного устройства многонациональной и многоконфессиональной страны, -- пояснил «Времени новостей» директор Института славяноведения РАН Константин Никифоров. -- С учетом трагического опыта братоубийственной войны эта модель явилась не самой худшей. Удалось обеспечить разделение Боснии на два равноправных государственных образования». По мнению эксперта, единое государство стало не федерацией и не конфедерацией, а «чем-то еще более аморфным», но это не помешало Боснии и Герцеговине войти в состав ОБСЕ и Совета Европы, а в нынешнем году стать непостоянным членом Совбеза ООН.

После того как Босния и Герцеговина подала заявки на вступление в Евросоюз и НАТО, западные гаранты дейтонского урегулирования резко ужесточили позицию. Они потребовали от лидеров боснийских партий согласиться на конституционную реформу, которая отменяет право вето и значительно сужает полномочия местных органов власти. Два раунда переговоров без участия России прошли в октябре 2009 года на натовской авиабазе Бутмир под Сараево. Мусульманские и отчасти хорватские политики поддержали ультимативные предложения Запада. Боснийские сербы выступили против, ссылаясь на незыблемость Дейтонского соглашения.

Особенно напугала Запад озвученная премьер-министром боснийской Республики Сербской Милорадом Додиком угроза провести референдум о самоопределении. «Едва на мирных соглашениях высохли чернила, Запад приступил к попыткам нарушить Дейтонские соглашения, подменить «букву Дейтона» «духом Дейтона», изобрести «улучшенный Дейтон». Однако до последнего времени открыто не ставились под сомнение фундаментальные принципы сосуществования двух субъектов. Теперь речь идет о попытках не просто лишить Республику Сербскую ее основных полномочий, но и фактически упразднить ее», -- заметил в беседе с «ВН» г-н Никифоров.

По данным сербских парламентских источников «ВН», в ближайшие недели можно ожидать значительного усиления давления на боснийских сербов в связи с решением НАТО предоставить Боснии и Герцеговине План действий по членству (ПДЧ) в Североатлантическом альянсе. Этот документ, одобренный для Сараево 22 апреля на встрече глав МИД стран -- членов НАТО в Таллине, не гарантирует последующего приема, однако позволяет государству считаться официальным кандидатом. В 2008 году этого статуса активно добивались Украина и Грузия, однако, несмотря на активную поддержку тогдашней администрации США, Брюссель отказался предоставить Киеву и Тбилиси ПДЧ, ограничившись обещанием сделать это в будущем.

Президент Сербии Борис Тадич приветствовал решение НАТО по Боснии и Герцеговине, однако многие в Белграде и в Республике Сербской не скрывают тревоги. Они рассматривают предоставление ПДЧ как сигнал мусульманским властям Сараево о необходимости самостоятельно поскорее сломить сербское сопротивление ради быстрейшего приема в альянс. Не случайно официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, несмотря на все ухищрения журналистов, так и не раскрыл условия, поставленные боснийской стороне в Таллине, сообщив лишь, что речь идет о «ясном условии реализации ПДЧ».

Ранее боснийские сербы намеревались в апреле провести референдум в защиту своего статуса, гарантированного Дейтонскими соглашениями. Под давлением США и Евросоюза сербы согласились его отложить. Но теперь, как свидетельствуют источники «ВН», если мусульманские власти Сараево попытаются ликвидировать Республику Сербскую под предлогом выполнения ПДЧ, то плебисцит будет проведен. И на него уже может быть вынесен вопрос о самоопределении, от которого один шаг до нового межэтнического конфликта с участием соседних Сербии и Хорватии.

Петр ИСКЕНДЕРОВ