Время новостей
     N°130, 23 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.07.2002
Куртуазный модернизм
Сэр Норман Фостер осчастливил Лондон новым творением
Сегодня состоятся официальные торжества по случаю открытия новой лондонской ратуши City Hall. Конструкция из стекла, напоминающая стопку сложенных вверх дном глубоких тарелок, создана мастерской знаменитого модерниста сэра Нормана Фостера. Многие архитектуроведы считают City Hall самым амбициозным и экстравагантным европейским творением после Центра Помпиду в Париже, спроектированного Ричардом Роджерсом и Ренцо Пьяно четверть века назад. Дивиться есть чему. Постройка, бюджет которой оценивается в сорок три миллиона фунтов стерлингов, являет собой вызов традиционной и респектабельной офисной архитектуре Британии.

Хулиганское здание, которое корреспондент The Observer Дейан Саджик назвал «Триллером над Темзой», расположилось прямо лицом к лицу с лондонским Тауэром. Оно накренилось набок, плебейски сверкает стеклянными фасадами, что твоя гостиница в Дубае. В нем десять этажей. Обойти их можно по лестнице-спирали-вихрю, ремейку знаменитой нью-йоркской спирали Музея Соломона Р. Гуггенхайма. Кажется, что лестница парит в воздухе, так как поддерживающие ее скрученные колонны искусно спрятаны внутри конструкции. Помимо Музея Гуггенхайма Дейан Саджик в качестве прототипов предлагает на выбор спиральный пандус для пингвинов, спроектированный архитектором Любеткином в лондонском зоопарке, башню Татлина или сооружения пламенеющего барокко. City Hall -- шедевр компьютерного моделирования. Поэтому мировая архитектура становится для авторов программой, с которой мастерская работает в качестве юзера. Цитат океан, нет ничего невозможного. Проблема одна -- вовремя себя ограничить, обосновать свой выбор, чтобы между башней Татлина и пандусом для пингвинов не был поставлен знак равенства. По свидетельству Хью Пирмана (Sunday Times), с ограничителями у авторов City Hall большие проблемы. Пирман приводит слова партнера Фостера Кена Шутлеворта о том, что новый City Hall это в том числе и сиквел знаменитого шедевра самого Фостера -- перестроенного им берлинского Рейхстага. Так же как в Рейхстаге, в City Hall имеется круглый зал заседаний, прозрачный венчающий купол и спиралевидная лестница для обзора. Каскад аллюзий и автоцитат позволяет предложить новое для хай-течной архитектуры определение -- модернистский маньеризм. В ряду куртуазных построек из стали и стекла City Hall наверняка один из первых.

Сергей ХАЧАТУРОВ