Время новостей
     N°68, 21 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2010
Пепел смоет дождем
Воздушное пространство над Европой вновь открыто для полетов
Едва мировое сообщество успело во вторник порадоваться тому, что исландский вулкан, практически парализовавший половину мировых авиаперевозок, начинает успокаиваться и возобновились авиаперелеты, как ученые-вулканологи предупредили, что Эйяфьядлайокудль может разбудить своего более мощного соседа -- вулкан Катла. Тем не менее со вчерашнего дня воздушное пространство над Европой было полностью открыто на высоте более 6 км, сообщила европейская организация по обеспечению безопасности полетов "Евроконтроль". Ограничения на полеты сохраняются на более низких уровнях в воздушном пространстве на северо-западе Европы, включая Данию, Эстонию, Финляндию, север Франции, север Италии, Латвию, Словению, Словакию, Украину и Великобританию. По информации "Евроконтроля", во вторник была осуществлена половина обычного количества рейсов в Европе -- порядка 14 тыс. Однако к концу вчерашнего дня общее число авиарейсов, отмененных с 15 апреля, превысило 95 тысяч.

А тем временем потери от воздушного паралича уже исчисляются миллиардами долларов. "Экономические последствия для авиации превышают последствия кризиса, связанного с закрытием воздушного пространства США на три дня после терактов 11 сентября 2001 года", -- заявил глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бисиньяни. Согласно оценке ассоциации, вынужденные простои из-за закрытия аэропортов ежедневно обходятся европейским авиакомпаниям суммарно примерно в 147,3 млн евро.

Огромные убытки потерпели не только авиакомпании и турфирмы, не говоря уже о застрявших далеко от дома миллионах людей. Большие потери понесли и те отрасли экономики, которые зависят от срочной доставки грузов -- в первую очередь это касается доставки деликатесов и скоропортящихся продуктов. Так, норвежская Marine Harvest Norway заявила о снижении объемов улова рыбы в связи с приостановкой экспорта в Азию и США. Пострадали поставщики свежих фруктов и овощей из Египта, Израиля, Турции и Латинской Америки, чья скоропортящаяся продукция доставляется в Европу по воздуху. Подсчитывают свои убытки кенийские цветоводы, доставляющие 35% импортных цветов в страны Евросоюза. И даже Nissan в далекой Японии приостановил выпуск нескольких моделей, датчики для которых он получал по воздуху от европейских смежников.

Зато в явном выигрыше оказалось железнодорожное, автобусное и водное транспортное сообщение, билеты на поезда, автобусы и паромы буквально сметаются, огромные прибыли получают компании по аренде автомобилей. На создавшуюся ситуацию адекватно отреагировал и океанский флот: компании, владеющие суперлайнерами, предлагают всего за трое с половиной суток с комфортом доставить пассажиров из Лондона в Нью-Йорк, обойдется это путешествие в 1200 долларов.

Тем не менее, судя по всему, Эйяфьядлайокудль начинает успокаиваться. За последние два дня мощность извержений вулкана снизилась, уменьшилось количество взрывов пара, из кратера начала течь лава, и вулкан выбрасывает в атмосферу меньше пепла. Исландские ученые рассчитывают на то, что извержение может закончиться через несколько дней или недель. Высота выброса пепла снизилась с 7 до 3 тыс. метров. Впрочем, те же самые ученые не исключают и более неприятный сценарий, по которому мощные высотные выбросы пара с пеплом могут набрать новую силу вследствие контакта раскаленной магмы с ледником.

Предсказать дальнейшее поведение исландского вулкана на ближайшее время не берется никто. Ровно два века назад исландские вулканы извергались почти два года подряд, и обеспечили тогдашнему человечеству что-то типа «ядерной зимы», когда в Северной и Центральной Европе и даже в далеком Нью-Йорке в июле и августе шел снег и были заморозки, а урожая не было вовсе. Авиации в те далекие от нас века не было вовсе, но если бы она была, то ни один летательный аппарат тяжелее воздуха не смог бы летать, в этом ученые практически единодушны.

Достаточно странно выглядит инициатива исландцев забетонировать кратеры Эйяфьятлайокудля. По мнению исландских ученых, это возможно, и процесс бетонирования займет примерно два месяца и обойдется в 1 млрд долл. Впрочем, для этого нужно дождаться, когда вулкан немного остынет.

Однако ученые уповают на более оптимистичный сценарий: по мнению эксперта Всемирной организации здравоохранения Герберта Пуэмпела, область низкого давления, которая образуется над Исландией к концу недели, помимо ветров принесет с собой дождь, который смоет вулканические частицы, а "остающиеся частицы будут снесены в северном направлении, в Арктику".

По мнению российских метеорологов, зона распространения вулканического пепла над Россией уменьшается. По информации на вчерашний вечер, над Россией вулканическое облако проходит в слое 6 км от поверхности Земли через Калининградскую, Псковскую, юг Ленинградской, Новгородскую, Тверскую, Вологодскую, Ярославскую, Костромскую, север Кировской области, Коми, Пермский край, север Свердловской области, Тюменскую область, Ханты-Мансийский автономный округ.

Александр ЛИБЕРМАН
//  читайте тему  //  Авиаколлапс в Европе