Время новостей
     N°64, 15 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.04.2010
Проезд с препятствиями
Власти Москвы закроют для льготников двери комфортных электричек
Накануне дачного сезона столичные власти и железнодорожники занялись корректировкой транспортной политики в пригородных поездах. И вызвали у только отошедших после шока от резкого роста тарифов на электрички жителей Москвы и Подмосковья новые опасения. Правда, на этот раз планирующиеся новшества затронут не всех. Речь идет об отдельных категориях московских льготников, которые могут лишиться бесплатного проезда в пригородных поездах повышенной комфортности, а также о неудобствах, которые может вызвать в часы пик апробируемая ОАО «РЖД» новая система контроля пассажиров.

На днях на официальном сайте мэрии за подписью мэра Юрия Лужкова было опубликовано постановление правительства Москвы, предусматривающее внесение поправок в городской закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей». Изменения предполагается внести в порядок предоставления права бесплатного проезда на железнодорожном пригородном транспорте ветеранам труда и приравненным к ним лицам, труженикам тыла, а также реабилитированным и жертвам политических репрессий. Как говорится в пояснительной записке к одобренному мэрией проекту поправок, которые, видимо, в ближайшее время будут направлены на утверждение в Мосгордуму, действующий закон не предусматривает «какие-либо ограничения по категориям поездов». Власти же столицы сочли, что льготникам должны быть доступны далеко не все электрички.

По данным департамента экономической политики и развития города, после того как Московская железная дорога стала активно внедрять электропоезда повышенной комфортности, затраты городского бюджета на перевозку региональных льготников существенно возросли. Поэтому «в целях рационального использования средств бюджета» чиновники предлагают отдельным категориям льготников «право на бесплатный проезд в поездах повышенной комфортности не предоставлять». В комплексе экономической политики и развития комментировать непопулярное решение отказались. Впрочем, по некоторым данным, речь идет об экономии порядка 100 млн руб. в год.

Как заявили «Времени новостей» городские депутаты, в Мосгордуму законопроект пока не поступал. Однако председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям городской Думы Михаил Антонцев был крайне удивлен тем, что эта инициатива «экономического блока снова всплыла в этом году». По его словам, городские экономисты выступали с подобным предложением в конце 2009-го, но потом о нем благополучно забыли. «Я опасаюсь, что прими мы подобные поправки и лиши городских льготников бесплатного проезда в пригородных поездах, мы тем самым поставим их в неравные условия с федеральными льготниками, поскольку в федеральном законодательстве о категориях поездов тоже ничего не сказано», -- заявил г-н Антонцев в беседе с корреспондентом «Времени новостей». Он пообещал, что Мосгордума «будет внимательно смотреть экономическое обоснование» и просчитывать все последствия такого шага.

Кроме того, пассажиры в Москве и Подмосковье опасаются повсеместного введения ограничительных мер при посадке в вагоны электричек. Дело в том, что представители ОАО «РЖД» уже заявили о «высокой эффективности» эксперимента, в рамках которого посадка пассажиров на станции отправления поезда осуществлялась только через одну дверь и под контролем разъездного билетного кассира, а также сотрудников ООО «ЧОП «РЖД-Охрана». О впечатляющих результатах апробации новой технологии контроля проездных документов, проводившейся с февраля этого года на электропоездах Москва--Тверь, заявил недавно начальник департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадий Верховых. По его словам, «в первый же день выручка от продажи билетов на двух утренних поездах этого направления выросла в 3,5 раза, а на вечерних -- в 2,5 раза». Кроме того, по словам железнодорожников в электропоездах, задействованных в пилотном проекте, значительно улучшились условия перевозки. Как отмечают сотрудники компании, поезда не перенаселены, нет бесконечных перемещений по составу безбилетных пассажиров, сократилось число поломок оборудования в вагонах, межтамбурных и салонных дверей. «Учитывая положительный опыт этого пилотного проекта, мы сейчас подготавливаем ТЭО для распространения такого же опыта на другие направления Московского и Санкт-Петербургского железнодорожного узла», -- приводятся слова г-на Верховых на официальном сайте ОАО «РЖД».

Однако, как заявили «Времени новостей» в пресс-службе железнодорожной компании, «никаким образом к началу летнего сезона» это нововведение не привязано и пока о конкретных сроках распространения новой технологии контроля пассажиров на других направлениях речь не идет. Как утверждают в ОАО «РЖД», сейчас железнодорожники оценивают ситуацию на всех пригородных поездах, и эта схема как один из вариантов борьбы с безбилетными пассажирами, вероятнее всего, будет применяться на «особенно сложных направлениях». «Когда мы будем вводить эти меры, об этом будет сообщено заранее», -- заявили в пресс-службе компании.

В пресс-службе Московской железной дороги «Времени новостей» также заявили, что пока распоряжений о введении тотального контроля на других направлениях столичного узла от руководства компании в филиал ОАО «РЖД» не поступало. Примечательно, что в целом в компании уверены, что ограничительные меры при посадке в электрички не грозят добросовестным пассажирам каким-либо дискомфортом. «Столпотворения не будет», -- уверяют железнодорожники, ссылаясь на то, что поезд подается за 30 минут до отправления и «успеть сесть всегда можно».

Однако, по мнению защитников прав потребителей, подобная практика создаст дополнительные неудобства пассажирам пригородных поездов. Как заявил «Времени новостей» руководитель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков, в случае введения контроля при посадке в поезда с ограничением входа пассажиров в часы пик на перронах будут огромные очереди. Г-н Аншаков сетовал, что потребителям и так приходится выстаивать многометровые очереди в билетные кассы, поскольку с начала этого года льготники обязаны приобретать в кассе бесплатный билет на каждую поездку. «Создается впечатление, что эта политика направлена на выдавливание пассажиров с железной дороги, поскольку экономически РЖД никак не мотивирована на перевозку граждан», -- возмущался г-н Аншаков.

Юлия ХОМЧЕНКО