Время новостей
     N°63, 14 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.04.2010
Успеть договориться первым
Китай меняет Иран на юань
Перед началом саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне состоялась полуторачасовая встреча китайского лидера Ху Цзиньтао и президента США Барака Обамы. После разговора американские чиновники сообщили, что Китай согласен поддержать предложение Запада наказать Иран за продолжение работы над ядерной программой. «Два президента согласились, что две делегации должны работать над резолюцией по санкциям», -- заявил директор по делам Азии американского совета национальной безопасности Джеффри Бейдер. По его словам, китайцы разделяют американские опасения по поводу возможного создания Ираном ядерной бомбы. Бейдер назвал встречу Ху и Обамы «знаком международного единства» по иранской ядерной проблеме.

Китай обладает правом вето в Совете Безопасности ООН и входит в «шестерку» международных посредников по Ирану (пять членов Совбеза плюс Германия). Чтобы добиться введения новых санкций, Западу было необходимо заручиться поддержкой России и Китая, предлагавших решать проблему дипломатическим путем. Президент Дмитрий Медведев на днях заявил американским журналистам, что Москва «не может равнодушно наблюдать» за развитием ядерной программы Ирана и потому присоединилась к работе, которую ведут по этому вопросу США.

Заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев заметил «Времени новостей»: «Китайские аналитики стремятся не допустить, чтобы Россия первой сговорилась с США по иранскому вопросу и заработала на этом очки, пока Китай проявляет неуступчивость. Некоторые китайские политологи называют российскую политику оппортунизмом. Однако речь идет о том, чтобы самим успеть вовремя договориться с США и получить что-то взамен».

Похоже, что после встречи Ху и Обамы для китайских властей вопрос о новых санкциях против Ирана перешел в практическую плоскость. Китай в 2006--2008 годах поддержал три резолюции Совбеза по санкциям против Ирана, всякий раз добиваясь исключения жестких мер, способных повредить китайским экономическим интересам. На днях на встрече «шестерки» Китай выступил против запрета на новые инвестиции в иранский энергетический сектор.

Доля Ирана в китайском импорте сырой нефти составляет 12%, для Китая это третий по значимости продавец «черного золота» после Анголы и Саудовской Аравии. Но в январе-феврале нынешнего года Китай сократил закупки иранской нефти на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го. По сведениям американской газеты «Нью-Йорк таймс», Обама заверил Ху в том, что США будут работать над обеспечением устойчивого снабжения Китая сырой нефтью в том случае, если Иран прервет поставки в отместку за поддержку санкций.

В начале этого года Китай был крайне раздражен американской поддержкой тайваньского и тибетского сепаратизма, нежеланием американских бизнесменов подчиниться китайским правилам контроля за Интернетом, а также растущим давлением со стороны властей США с требованием повысить курс китайского юаня к доллару. Эксперт «ВН» заметил, что после встречи двух лидеров в китайско-американских отношениях наступила «фаза нормализации»: «Еще недавно многие эксперты предрекали торговую войну и резкое похолодание во всех сферах взаимодействия КНР и США. Но решение Ху Цзиньтао поехать в Вашингтон и его поддержка Барака Обамы -- свидетельство того, что факторы, работающие на укрепление партнерства двух стран, не менее существенны, чем разделяющие их проблемы».

Два лидера обсудили и проблему курса юаня. Если китайская валюта подорожает, чего добиваются США, то для иностранных потребителей китайские товары станут дороже и покупать их станут меньше. В условиях мирового кризиса сокращение экспорта для Китая невыгодно и даже опасно. В этом вопросе, в отличие от иранского досье, Ху Цзиньтао на уступки не пошел. Он заявил, что Китай со временем реформирует механизм формирования валютного курса, но это будет сделано исходя из национальных интересов и без иностранного давления.

Александр ЛОМАНОВ