Время новостей
     N°128, 19 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.07.2002
Отдам собственность в хорошие руки
Французское правительство начинает масштабную приватизацию
«Вопрос очень сложный. Решение его потребует от нас многих лет работы», -- заявил советник Франсиса Мера, видного французского бизнесмена, а ныне министра экономики, финансов и промышленности в правительстве Жана-Пьера Раффарена. Генерал де Голль сказал бы еще более решительно: «Широкая программа, господа!» Ибо приватизация в очередной раз на повестке дня французских властей.

В конфиденциальном циркуляре, разосланном министерством экономики крупнейшим парижским банкам, им предложено участвовать в покупке акций крупнейших предприятий, доселе находившихся под контролем государства. В том числе таких гигантов, как газоэлектрический концерн EDF-GDF, крупнейший авиаперевозчик Air France, производитель авиационных моторов фирма Snecma, электронный холдинг Bull -- всего пятнадцать крупнейших компаний и концернов. Судя по первой реакции французских деловиков, заманчивое предложение властей не вызывает их чрезмерного энтузиазма. Может, момент для такого мощного выброса предложений на биржи выбран плохо? Из-за лихорадки на американском финансово-биржевом рынке трясет и европейцев. Или наоборот, в период кризиса соблазнительнее всего покупать? Цена невысока...

«В пожарном порядке мы вынуждены были вызвать с каникул наших партнеров и служащих, чтобы вкалывать, как каторжане, тогда, когда другие отдыхают на пляжах», -- сетует в интервью Liberacion один из парижских финансовых королей, пожелавший остаться безымянным. Слишком много в этом досье неизвестных. Во-первых, неясно, насколько рентабельны многие из этих предприятий. Во-вторых, непонятно, как на их приватизацию посмотрят профсоюзы. И прежде всего Всеобщая конфедерация труда, по-прежнему остающаяся в зоне влияния коммунистов. Ее лидеры уже предупредили власти, что планируют провести 3 октября манифестации в защиту госсектора в промышленности и финансах.

Энергетический сектор всегда, даже в самые трудные времена, оставался во Франции под контролем государства. Откуда такая срочность в национализации монопольных производителей электричества и газа теперь? Впрочем, с газом (GDF) понятно: этот концерн, приносящий сравнительно небольшую, но стабильную прибыль, нуждается в свежих вливаниях для расширения сотрудничества со странами Европы и Магриба. Президент GDF Пьер Гадоннэкс давно мечтал об обновлении как минимум 20% капитала. А вот зачем столь срочное акционирование электрическому гиганту EDF? Впрочем, все становится понятно в контексте последних акций ЕDF. Французский электромонополист приобрел недавно большую группу предприятий в других странах (Edison -- в Италии, EnBW -- в Германии, London Electricity -- в Великобритании, а также несколько предприятий в Латинской Америке), и теперь с учетом неблагоприятной мировой конъюнктуры приходится искать возможности залатать бреши в бюджете.

В числе претендентов на приватизацию и авиамоторный гигант Snecma. Естественный вопрос: не скажутся ли эти перемены на перспективах сотрудничества французских моторостроителей с российскими коллегами? Ведь в планах «глобального сотрудничества» Жака Ширака с Россией видную строчку занимает и проект совместного выпуска моторов для воздушных лайнеров силами Snecma и Рыбинского моторного завода.

«Нашей экономике необходимо свежее дыхание», -- убежден Жан-Пьер Раффарен. Надо сказать, что попытки приватизировать французскую экономику были куда плодотворнее попыток ее национализировать. В XX веке Франция знала три волны национализации. Первую -- в 30-е годы, когда к власти пришел «народный фронт». Вторую -- после освобождения, в 1945--1946 годах. И третью -- в 1981--1982 годах, когда социалист Франсуа Миттеран выиграл президентские выборы. Первая и вторая волны национализации затронули только так называемые общественные службы: транспорт, электричество, уголь, газ, телекоммуникации... Что же касается промышленных предприятий и банков, то тут национализация была сделана социалистами и коммунистами при Франсуа Миттеране. И все равно госпредприятия не имели большого веса во французской экономике: 20--25% промышленно-финансового потенциала страны. Все же остальное оставалось частным.

Без тщательного анализа, впопыхах, произвели тотальную национализацию практически всех банков и большинства ведущих промышленных предприятий. Спешили, стараясь доказать, что популистские обещания не были предвыборной приманкой. Экономика, и так начавшая переживать кризис, не выдержала отчаянных экспериментов. Правительство Пьера Моруа сменил кабинет Лорана Фабиуса, и социалисты, избавившиеся от обременительных союзников-коммунистов, тихо и стыдливо начали... приватизацию! Особенно тех отраслей экономики, которые к тому времени пришли в плачевное состояние: банков, телекоммуникаций, химической промышленности. Когда же во главе правительства встал Жак Ширак, приватизационная реформа приняла глобальный масштаб, но завершиться не смогла: в 1988 году начался второй президентский мандат Франсуа Миттерана, сменилось и правительство.

Парадокс в том, что ни одно из последующих правительств независимо от его политической ориентации не объявило шираковскую политику приватизаций неверной, не посмело повернуть назад. И сейчас Ширак и его команда исходят из того же самого принципа: в условиях тотального государственного монополизма, задавившего конкурентную борьбу, экономика стагнирует. С нынешними планами Жана-Пьера Раффарена госполитика национализаций окончательно ушла в прошлое, ее сменила госполитика приватизаций. Таким образом Жак Ширак не только держит предвыборные обещания, но и выполняет требования национальной экономики.

Петр РОЗВАРИН, Париж