Время новостей
     N°58, 07 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.04.2010
Атомные правила
Американские обязательства не касаются Северной Кореи и Ирана
Администрация президента Барака Обамы обнародовала вчера новую ядерную доктрину, которая была направлена на рассмотрение в конгресс США. В случае ее утверждения она станет для Вашингтона основополагающим документом в области ядерных вооружений и оценки угроз на ближайшее десятилетие. Перед вчерашним выступлением представителей администрации госсекретарь Хиллари Клинтон проинформировала по телефону о содержании новой ядерной доктрины главу российского МИДа Сергея Лаврова.

На пресс-конференции в Вашингтоне г-жа Клинтон подчеркнула, что в новом документе впервые содержится обязательство США не наносить ядерные удары по странам, которые не обладают ядерным оружием. При этом так называемая ядерная триада -- баллистические ракеты сухопутного базирования, ракеты на подводных лодках и стратегические бомбардировщики -- останется основным средством сдерживания потенциальных противников.

Министр обороны Роберт Гейтс пояснил, что США обязуются не использовать ядерное оружие даже в том случае, если агрессор применит биологическое или химическое оружие. Он добавил, что Америка способна дать «разрушительный военный ответ» иными средствами. Но использование ядерных средств все же возможно в том случае, если США в результате нападения окажутся в критической ситуации, подчеркнул глава Пентагона.

Накануне Барак Обама рассказал газете «Нью-Йорк таймс», что США стремятся уменьшить роль ядерных вооружений как средства сдерживания и возложить эту миссию на обычные вооружения «во всех обстоятельствах, кроме самых крайних». В частности, Соединенные Штаты готовы воздержаться от применения ядерного оружия против стран, подписавших Договор о нераспространении ядерного оружия и выполняющих его требования. Цель новой стратегии в том, чтобы минимизировать роль ядерных вооружений и открыть путь для их полной ликвидации.

Заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев заметил «Времени новостей», что новая доктрина отразила уверенность американских властей в том, что США способны противодействовать военной угрозе с помощью обычных неядерных вооружений: «Такую позицию можно приветствовать. Пока Россия и США строят свою безопасность на условии применения ядерного оружия, невозможно убедить другие государства прекратить работу над его созданием».

«Главной угрозой для США и международной безопасности отныне является не ядерное противостояние держав, а ядерный терроризм со стороны экстремистов и распространение ядерного оружия во все большем количестве государств», -- говорится в новой доктрине. Поэтому американское обещание не использовать ядерное оружие не распространяется на страны, которые «нарушают или отказываются выполнять» нормы Договора о нераспространении.

Речь идет о КНДР и Иране. «Если вы решите соблюдать правила, если вы присоединяетесь к международному сообществу, мы возьмем на себя некоторые обязательства, касающиеся вас. Но если вы не соблюдаете правила, если вы занимаетесь распространением ядерного оружия, то мы рассмотрим все возможные варианты», -- сказал Роберт Гейтс, обращаясь к Пхеньяну и Тегерану. Павел Золотарев объяснил такой подход обеспокоенностью американцев перспективой «лавинообразного распространения» ядерного оружия: «Иран в состоянии быстро создать атомное оружие. Если это произойдет, то весь Ближний Восток станет ядерным. За Ираном последуют другие государства. Такую опасность в России тоже видят и разделяют озабоченность Запада».

Вчера глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что Россия считает важным достижение «глобального ядерного нуля». По его словам, это будет закреплено в преамбуле нового договора по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), который президенты России и США подпишут завтра в Праге. Г-н Лавров охарактеризовал договор как «важнейший шаг в направлении безъядерного мира, к тому, чтобы на следующем этапе к нему подключились другие государства, обладающие ядерными арсеналами».

Однако, по словам министра, двигаться в этом направлении невозможно в «вакууме». «Мы говорим о том, что лучше бы ликвидировать ядерное оружие не потому, что нам просто не нравится именно ядерное оружие, а потому, что мы не хотим видеть на земле никакого оружия, которое бы дестабилизировало глобальную обстановку», -- заявил глава российского МИДа. Дестабилизирующими элементами Сергей Лавров считает «появление оружия в космосе», а также «наращивание стратегических вооружений в неядерном исполнении, над которыми сейчас ведутся работы, в частности, в США».

Глава российской дипломатии подчеркнул, что Москва оставляет за собой право выйти из договора о СНВ, если в будущем стратегическая противоракетная оборона США «начнет оказывать существенное влияние на эффективность российских стратегических ядерных сил». Сергей Лавров напомнил, что Россия опасается возможности замены на пусковых установках американских противоракет баллистическими ракетами. Теперь же в договоре СНВ будет «зафиксировано обязательство сторон не переоборудовать и не использовать пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок для размещения в них противоракет и наоборот». Вчера госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что США рассчитывают на продолжение диалога с Россией по проблеме ПРО.

Борис КАЙМАКОВ