Время новостей
     N°124, 15 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.07.2002
Кому ночь, кому петрушка
Марокканские солдаты высадились на территории страны НАТО
Испанцы называют эту скалу-островок Перехиль (в переводе с испанского «петрушка»), марокканцы -- Лейла (в переводе с арабского «ночь»), и обе страны считают этот крошечный клочок суши размером чуть больше футбольного поля своим: он находится в 200 метрах от побережья Марокко и в 11 км от расположенного на марокканской территории испанского города Сеута. Почти сорок лет остров был необитаем (Испания вывела гарнизон -- четыре солдата и ефрейтор -- в середине 60-х), но в четверг утром на нем высадилась дюжина марокканских солдат, установив две палатки и подняв два национальных флага. На остров прибыл катер испанской национальной гвардии, произошел обмен мнениями на повышенных тонах, испанцы удалились ни с чем.

Представитель марокканского правительства Мухаммед Ачаари заявил испанской газете El Pais: «Присутствие на острове будет постоянным... Марокко умеет защищаться и умеет защищать международную законность». Первый вице-премьер Испании Мариано Рахой назвал позицию Марокко «невозможной для понимания» и добавил: «200 тысяч марокканцев живут в Испании и более миллиона приезжают каждое лето на отдых. Кроме того Марокко является крупнейшим получателем испанской внешней помощи».

Высадка на островок совпала с началом грандиозной церемонии в Рабате -- свадьбы марокканского короля Мухаммеда VI. Королевскую семью Испании на торжества не пригласили. Отношения между Испанией и Марокко последовательно ухудшаются с осени прошлого года, когда Рабат отозвал посла в Мадриде. Одна из основных причин: Испания пригрозила санкциями после срыва Марокко соглашения по рыболовству с Евросоюзом (основной потерпевший -- испанские рыболовецкие суда). Недовольство в Рабате вызывает то, что Испания настаивает на референдуме о самоопределении Западной Сахары. Кроме того, Рабат считает «агрессивной, неуместной и непривычной» позицию Испании в борьбе с лавиной незаконных иммигрантов из Марокко (особый гнев вызвало высказанное Мадридом мнение, что марокканская полиция сожительствует с мафией), местная газета Liberation обвиняет Испанию в недостаточной помощи для развития Марокко, что является «причиной массового исхода нелегальных иммигрантов». Сегодня Марокко объясняет свои действия на островке Перехиль-Лейла интересами борьбы «с незаконной иммиграцией и терроризмом».

НАТО считает происшедшее двусторонним разногласием. Евросоюз выразил полную солидарность с Испанией. Три четверти марокканского экспорта приходится на ЕС, половина импорта -- из стран Евросоюза, и кроме того Марокко с 1996 по 1999 год получило из ЕС 630 млн евро помощи, на ближайшие пять лет запланировано еще более полумиллиарда евро помощи.

Тем не менее Марокко под прикрытием свадебных королевских торжеств демонстрирует мускулы (солдаты на острове оснащены стрелковым оружием) и настаивает на своем суверенитете и над островом-скалой, и над двумя городами Испании на своей территории -- Сеута и Мелилья. Испания надеется на прогресс на переговорах с Великобританией в отношении Гибралтара, но не ставит под сомнение вопрос о своих владениях в Марокко. «Существует язык символов, который мы все понимаем», -- заявила вступившая накануне в должность министр иностранных дел Испании Ана Паласио: в зону конфликта направлены три военных корабля и нескольких патрульных катеров.

Андрей ЗЛОБИН