Время новостей
     N°45, 19 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.03.2010
"Парадигма взорвалась"
Системной оппозиции могут позволить получить больше голосов на следующих думских выборах
Прошедшие 14 марта региональные выборы, на которых "Единая Россия" впервые за долгое время ощутимо ухудшила свои результаты, дали пищу для первых прогнозов на парламентские федеральные выборы, предстоящие стране в декабре 2011 года. Правда, содержание этих прогнозов разнится в зависимости от того, как эксперты оценивают причины результатов, полученных в минувшее воскресенье «Единой Россией».

Эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко полагает, что в мартовскую региональную кампанию действовало слишком много сиюминутных факторов, наличие которых пока не позволяет экстраполировать полученные результаты в будущее. «В последнее время существовала серьезная озабоченность тарифами ЖКХ, и оппозиция успешно использовала эту тему для поднятия протестной активности и улучшения собственных электоральных результатов, -- отметила г-жа Гончаренко в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- Позиция президента и партии власти показала, что эта сфера требует контроля, но мы пока не можем говорить, что эта тенденция будет долгосрочной. Возможно, уже к осенним региональным выборам эта тема не будет столь актуальна».

Второй трудно поддающийся учету фактор -- административный ресурс. «На этих выборах он использовался гораздо меньше, это признают и сами оппозиционеры», -- подчеркивает г-жа Гончаренко. По ее мнению, эта тенденция носит устойчивый характер. Однако нельзя не заметить, что всего несколько месяцев назад, на выборах 11 октября, тот же административный ресурс действовал всецело в интересах партии власти, вплоть до окриков из Кремля, прозвучавших на Госсовете 22 января. Если региональная бюрократия способна столь оперативно менять тактику действий, остается только гадать, какие задачи она будет выполнять через два года.

В целом же Оксана Гончаренко считает, что снижение поддержки «медведей» на мартовских региональных выборах было «ситуативным». «Шла борьба за голоса не определившихся избирателей, большую долю голосов получили оппозиционеры, -- поясняет эксперт. -- Но они пока не предлагают интересных идей, а критика власти не может долго оставаться их главной идеей».

По мнению г-жи Гончаренко, получив представительство в региональных парламентах, оппозиционеры уже не смогут столь ретиво критиковать власть, поскольку формально к ней принадлежат. Правда, мизерное число мандатов не дает ни одной партии, кроме «Единой России», возможность реально контролировать процесс принятия решений. «Зато никто не запрещает им выступать с депутатскими инициативами, лоббировать интересы групп населения, которые они представляют, -- считает г-жа Гончаренко. -- Для этого достаточно ресурсов, но им надо показать, что кроме протестных акций они могут применять какие-то конструктивные методы.

Заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин также пока не берется прогнозировать расклад сил в 2011 году. Однако на основе выборов 14 марта аналитик делает вывод о наметившейся смене электоральной стратегии в России. «До 2007 года такой стратегией было объединение всех ресурсов для максимизации доли «Единой России», -- напомнил он корреспонденту «Времени новостей». Этот принцип применялся и на последних парламентских выборах, и на региональных выборах 2008--2009 годов. «Стратегия реализовывалась идеально, и это привело к тому, что в октябре 2009 года парадигма взорвалась, -- отмечает г-н Макаркин. -- Самая лояльная оппозиция поняла, что она мешает максимизации результатов «Единой России», и ушла из Госдумы». Итогом стал сигнал к снижению административного давления на оппозицию, за счет чего все парламентские партии 14 марта обеспечили себе представительство во всех региональных парламентах. «Таким образом, речь тут больше идет не о кризисных явлениях и падении популярности «Единой России», а о смене правил игры», -- делает г-н Макаркин вывод, вполне согласующийся и с точкой зрения Оксаны Гончаренко.

Говоря о грядущих думских выборах, эксперт отмечает, что все будет зависеть от того, какую схему изберет для них федеральная исполнительная власть: ту, что была реализована 14 марта, или ту, которую мы наблюдали 11 октября прошлого года. Иными словами, в игру опять вмешивается трудно учитываемый фактор, своего рода «черный ящик» российского политики -- административный ресурс. «То есть все зависит от того, какое будет принято политическое решение, -- подытоживает Алексей Макаркин. -- А это во многом зависит от того, кто возглавит список «Единой России» (на прошлых думских выборах его возглавлял Владимир Путин, с тех пор уже успевший стать официальным лидером партии. -- Ред.) и какова будет роль парламентских выборов».

Если думские выборы снова будут превращены в референдум о доверии действующей власти, то адмресурс снова будет напрягать все силы для обеспечения «Единой России» возможно большего результата, полагает г-н Макаркин. А если к тому же думская кампания 2011 года станет своего рода праймериз перед президентскими выборами 2012-го, концентрация административного ресурса может превысить все когда-либо виданное. И только в случае «просто парламентских выборов» кампания имеет шансы на относительно спокойное течение с результатами, приближенными к итогам 14 марта.

Правда, тут есть одно «но»: все региональные парламенты пока избираются по смешанной системе в отличие от Госдумы, где действуют только партсписки. Исключительно по спискам «Единая Россия» почти нигде не обеспечивает себе более половины мандатов: контрольные пакеты голосов в заксобраниях достаются «медведям» благодаря выборам в одномандатных округах. Вряд ли партия власти могла бы за удовольствие провести свободную парламентскую кампанию в 2011 году позволить себе такую роскошь, как утрата большинства в Госдуме. Кстати, и смена парадигмы в парламентских выборах произошла именно после отмены одномандатных округов на федеральном уровне: 37% с округами в 2003 году принесли единороссам почти столько же мандатов, сколько 63% в 2007 году без округов.

Конечно, для проведения принципиальных решений всегда можно блокироваться с системной оппозицией. «Коалиция «Единой» и «Справедливой России» для Кремля выглядит приемлемой, ЛДПР тоже управляема», -- отмечает Алексей Макаркин. Однако вряд ли этот вариант является наиболее желаемым для Кремля. Поэтому, как признает эксперт, последнее слово в любом случае останется за «правящим тандемом»: как соправители договорятся, так и будет. А административный ресурс в лице регионального чиновничества примет любое решение: как показали последние выборы, бюрократия может с равной легкостью обеспечить правящей партии и 60%, и 40%. Но что самое важное, общество тоже примет любой вариант.

Наталья РОЖКОВА
//  читайте тему  //  Выборы в России