Время новостей
     N°123, 12 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.07.2002
Реформа на каникулах
Преобразования в электроэнергетике временно заморожены
Реформа электроэнергетики остановлена. Как стало известно газете «Время новостей», предположительно до осени совет директоров РАО «ЕЭС России» не будет рассматривать проекты реструктуризации региональных энергокомпаний, а реализация уже рассмотренных замораживается. Как утверждают источники газеты в энергетических кругах, такое распоряжение поступило в РАО из Кремля.

На днях в Саранске Владимир Путин говорил о том, что обсуждение энергетической реформы стало сильно политизированным. По его мнению, даже законопроекты о ней вызывают столько вопросов, что нужно время для переосмысления всего написанного и принятия взвешенного решения. Судя по всему, такие высказывания президента не случайны: председатель совета директоров РАО, глава президентской администрации Александр Волошин, по информации газеты «Время новостей», в июне не подписал ни одного протокола заседаний советов директоров энергохолдинга, а ведь на них как раз и утверждались проекты реформирования 11 региональных компаний. Косвенно это подтверждает тот факт, что они не размещены на сайте РАО, что до этого делалось довольно оперативно. А вчера стало известно о том, что на сегодняшнем, первом, заседании обновленного совета не будут рассматриваться аналогичные проекты других энергокомпаний холдинга, да и тема реформирования вообще затрагиваться не будет.

Начальник пресс-службы РАО Юрий Мелихов заявил газете «Время новостей», что процесс рассмотрения проектов реформ «действительно заморожен». По его словам, «в энергетических кругах сформировалось мнение о том, что для начала нужно посмотреть, что получится с реформированием уже одобренных 15 проектов». О том, что их реализация заморожена, ему неизвестно.

Член совета директоров РАО, менеджер фонда Brunswick Capital Management Дэвид Херн сказал вашему корреспонденту, что реформы остановлены, но «не факт, что до осени». Почему это произошло, он знает, но рассказывать прессе не желает. По мнению г-на Херна, «нужно сначала определить картину, в рамках которой будет происходить реформа, в существующих документах есть моменты, которые не до конца прописаны».

Его коллега, директор Prosperity Capital Management Александр Бранис (который лишь слышал о решении притормозить реформу, но какого-либо документа на этот счет не видел) полагает, что большой проблемы в сложившейся ситуации нет. «Когда одни и те же вопросы реформирования совет директоров вынужден рассматривать 78 раз (у РАО столько «дочек» в регионах. -- Ред.), -- говорит он, -- это только вносит нервозность». По его мнению (а оно, судя по всему, совпадает с точкой зрения большинства его коллег по совету директоров, а также кремлевских чиновников), сначала необходимо выработать стратегию реформирования головной компании энергохолдинга: что и как разделяется, какие компании образовываются, на каких условиях, что получают миноритарные акционеры, что -- государство и т.д. «И только затем, -- полагает г-н Бранис, -- нужно «транслировать» эту схему вниз, на дочерние и зависимые общества в регионах».

По мнению директора Prosperity, плохо в данной ситуации лишь то, что реформа затягивается во времени и создается некая неопределенность. Однако он считает, что это не связано с прохождением в Госдуме законопроектов о реформе, так как реструктуризация базируется на правительственных документах, а они в свою очередь -- на законодательстве об акционерных обществах.

Среди аналитиков инвестиционных компаний нет единого мнения относительно того, почему реализация реформы временно остановилась. Андрей Абрамов из «НИКойла» полагает, что теперь реформирование отрасли не завершится до начала президентской предвыборной кампании, а чем ближе выборы, тем скорее «запретят распродавать Родину». А значит, никакого рынка в отрасли к 2004 году, как планировало правительство, не будет. Помимо этого, считает он, продлевается неопределенность в реформе, что отпугнет инвесторов.

Аналитик Brunswick UBS Warburg Федор Трегубенко же, напротив, утверждает, что ничего страшного не произошло. «Ведь до сих пор было непонятно, чем завершится реформа, -- говорит он. -- Также никто сейчас не может сказать, что такое «объект для инвестиций» -- РАО, региональные энергокомпании, конкретные электростанции или что-то еще. Если конкретные производственные единицы, то с точки зрения инвестиций ничего и не меняется». Другое дело, говорит он, что промедление в создании благоприятного инвестиционного климата негативно повлияет на курс акций РАО и, соответственно, на капитализацию. «Хотя, конечно, основная цель реформы -- это не реструктуризация, а построение конкурентного рынка, и этого еще никто не отменял», -- заключил г-н Трегубенко.

Николай ГОРЕЛОВ