Время новостей
     N°123, 12 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.07.2002
Вердикт воспитательного значения
Члены ваххабитского подполья признаны мятежниками
Первый в российской истории приговор по делу о попытке захвата власти вынес вчера суд Ставропольского края. Согласно данным следствия, 16 обвиняемых собирались совершить государственные перевороты в двух российских республиках -- родной для них Карачаево-Черкесии (КЧР) и Кабардино-Балкарии (КБР). Все они, по версии обвинения, являлись лишь рядовыми исполнителями воли чеченских сепаратистов, но были признаны виновными по целому набору статей УК РФ и получили от 4 до 15 лет тюрьмы. Начальник управления Генпрокуратуры РФ по Северному Кавказу Владимир Кравченко, лично участвовавший в процессе, вчера заявил: «Обвинение считает данный приговор справедливым и хочет, чтобы он имел воспитательное значение для других, кто хотел бы свергать власть».

По данным следствия, в 1995 году в КЧР появилось некое «Мусульманское общество №3», к которому почти сразу присоединились братья Казбек и Халис Шайлиевы, Аслан Богатырев, Казимир Эзеккуев, придерживавшиеся нетрадиционных форм ислама. Вначале община мирно жила под руководством пожилого имама Адама Семенова, но потом он молодых прихожан устраивать перестал. Миролюбивого имама сменили на другого -- Ачемеза Гочияева, известного в качестве главного организатора взрывов жилых домов в Москве. Новый лидер общины, сам не раз бывавший у чеченских боевиков, наладил обучение прихожан в диверсионных лагерях Хаттаба и другого полевого командира, Багауддина Мохаммада Дагестани, и стабильное финансирование "Общества" из «чеченской кассы». По селам отправились эмиссары Гочияева, которые начали на местах создавать ваххабитские общины, так называемые джамааты.

К началу 1998 года "Общество" имело четко построенную и разветвленную структуру. За идеологию в ней отвечали амир (светский или военный лидер) имамов КЧР Хызыр Салпагаров, имам джамаата станицы Сторожевая Рамазан Гочияев и имам джамаата Усть-Джегуты Эдуард Харатоков. Военную линию и финансы, по версии следствия, курировали Ачемез Гочияев, Казбек Шайлиев и Адам Деккушев. Правда, потом между лидерами организации произошел раскол. Часть из них, в том числе Ачемез Гочияев и Адам Деккушев, требовали немедленно начать вооруженный джихад против неверных, другие лидеры считали, что для мятежа время еще не настало. К 1999 году подпольная организация, как позже выяснили спецслужбы, решила все же приступить к захвату власти, и об этом членам «Мусульманского общества №3» объявил амир КЧР Рамазан Борлаков. Всем прихожанам приказали срочно пройти военную подготовку в Чечне, достать из тайников оружие и готовиться к выступлению. Помешало планам вторжение боевиков в Дагестан. После этого часть наиболее подготовленных членов "Общества", в том числе Гочияев и Деккушев, по данным спецслужб, уехали взрывать дома в Москву, а место лидера организации занял Казбек Шайлиев.

Весной 2001 года он организовал серию терактов в Минводах, Ессентуках и окрестностях Черкесска. По горячим следам местные милиционеры схватили одного из подрывников -- Арасула Хубиева. Через него спецслужбы по цепочке вышли на все подполье и после массовых облав задержали около 20 членов «Общества», в том числе Эдуарда Харатокова, Рамазана Гочияева, Казбека Шайлиева и Хызыра Салпагарова. Последний, как тогда сообщали спецслужбы, заявил на допросах: "Я лично разговаривал с Гочияевым (Ачемезом. -- Ред.), и он сказал, что имеет два миллиона долларов от Хаттаба и собирается делать на эти деньги взрывы на территории России".

Следователи разделили дело о заговоре на несколько отдельных, и первыми в суд пошли рядовые исполнители -- Отари Айбазов, Рашид Айбазов, Магомед Аушев, Ойсул Кечеруков, Тимур Отегенов, Дахир Салпагаров, Энвер Текеев, Тимур Шаманов, Аслан Хазбулатов, Осман Чаушев, Анзор Хутов, Валерий Айбазов, Оли Каппушев, Азамат Тлисов и Рузали Хутов. Именно на их примере суд и вынес «воспитательный» приговор. В отношении же лидеров «Общества» -- Хызыра Салпагарова, Рамазана Гочияева и Эдуарда Харатокова -- суд еще только готовится.

Юрий ВЕРШОВ