Время новостей
     N°40, 12 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2010
Прощена, но не одобрена
Россиян, недовольных результатами горбачевской перестройки, стало вдвое меньше
Согласно опросу, проведенному в январе Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за последние десять лет отношение россиян к горбачевской перестройке значительно улучшилось. Хотя ответ на главный вопрос, нужно ли было вообще ее начинать, остался открытым. В то же время вряд ли стоит надеяться на скорую «амнистию» в сознании россиян 90-х годов прошлого века.

На днях ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, проведенного 16--17 января в 140 населенных пунктах 42 регионов Российской Федерации. Статистическая погрешность составляет 3,4%.

Как показало исследование, число противников перестройки по сравнению с 1999 годом сократилось практически в два раза. Хотя процент тех, кого не устраивает конечный результат реформ, все еще остается довольно высоким. Так, если в 1999-м три четверти населения относились к курсу Михаила Горбачева крайне негативно, сейчас число недовольных составляет 42% от общего количества опрошенных. По статистике, среди этой категории граждан преобладают малообразованные и малообеспеченные слои населения (60% по обоим показателям). В то же время число тех, кто в целом остался доволен перестройкой, выросло с 11% в 1999 году до 24%. В основном это высокообразованные и обеспеченные люди (32 и 38% соответственно), сумевшие воспользоваться теми возможностями, которые открылись после начала демократических реформ сначала в СССР, а потом в России.

«Положительные изменения в отношении перестройки связаны прежде всего со сменой поколений, -- считает руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая. -- Вместе с новым поколением появляется новое отношение к тому, что происходило в 80-е годы, которые в сознании россиян явно выигрывают по сравнению с 90-ми. 90-е годы для большинства населения связаны с потерей сбережений, ощущением невостребованности и ненужности. Это действительно был очень тяжелый период, который сменился некоей новой надеждой и относительной стабильностью».

По мнению г-жи Становой, социально-психологический стресс 90-х понемногу ушел в прошлое, в массовом сознании укоренилась мысль о том, что в новых условиях можно не только существовать, но и развиваться. «В результате естественной смены поколений активная часть населения с большим оптимизмом относится к эпохе перестройки. Они либо просто не помнят того времени, либо этот период остается для них очень далеким детским воспоминанием», -- считает политолог.

Хотя количество недовольных перестройкой россиян практически вдвое превышает количество довольных ею, однозначно ответить на вопрос, нужна ли была горбачевская реформа, граждане не готовы даже через 20 лет после ее завершения и распада СССР. Мнения респондентов разделились практически поровну: так, 41% опрошенных убеждены, что в 1985 году стоило оставить все как было, 38% высказалось за необходимость перемен, а оставшиеся 20% так и не определились со своим отношением к реформам. Причем по сравнению с 1999 годом их количество выросло вдвое. Показательно, что молодые люди (до 35 лет) либо не знают, что сказать по этому поводу (47% от общего числа респондентов), либо воспринимают перестройку положительно (31%). Пожилые люди как одна из наиболее уязвимых социальных категорий в основном считают себя проигравшими (54%).

Что касается последствий реформ, здесь преобладают скорее негативные оценки, хотя и они со временем теряют свою остроту. Так, основным последствием курса Михаила Горбачева большинство россиян считает «нарастание неуверенности в завтрашнем дне» (46% против 59 в 1999 году). Далее следуют «нарастание хаоса и неразберихи в управлении страной» (35% против 66) и «кризис национальных отношений» (30% против 38).

Социологи отметили также, что за последние десять лет значительно увеличилось число россиян, указывающих на положительные результаты реформ. С 7 до 21% выросло количество тех, кто считает перестройку «началом экономического укрепления страны». Еще 18% (против мизерных 2% в 1999 году) видят в последствиях реформ того периода «укрепление международных позиций страны». Среди других положительных последствий начатых Михаилом Горбачевым перемен называют также «расширение политических прав и свобод» (17%), «повышение политической и экономической активности людей» (14%) и «национальное возрождение народов страны» (11%).

Таким образом, за последние десять лет отношение россиян к перестройке заметно улучшилось. Однако, по мнению Татьяны Становой, вряд ли стоит ожидать того же в отношении 90-х годов: слишком сильны негативные ассоциации, связанные с этим периодом. Хотя с течением времени, считает она, раздражение все же будет потихоньку ослабевать.

«В последнее время эксперты все чаще сравнивают курс на модернизацию с перестройкой. Действительно, здесь есть общие элементы. Во-первых, модернизация также проводится сверху, во-вторых, она принимает вынужденный характер, становится вопросом выживания. Сейчас основной вопрос для власти, сможет ли она удержать высокую степень управляемости страной, решившись или не решившись на политические реформы в качестве сопровождения модернизации. Пока власть боится менять что-либо, опасаясь, что вместо развития условий для конкуренции это приведет к распаду страны», -- считает г-жа Становая.

Алиса ШТЫКИНА