Время новостей
     N°122, 11 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.07.2002
«Славнефть» осталась без дела
Его прекратил Следственный комитет при МВД
Громкое уголовное дело, в котором фигурировали руководители компании «Славнефть» -- Юрий Суханов и Дмитрий Перевалов, как стало известно «Времени новостей», на днях прекратил Следственный комитет при МВД РФ. Завершению одного из самых громких бизнес-скандалов последнего времени предшествовало довольно загадочное путешествие материалов дела по разным инстанциям и ожесточенная борьба между акционерами компании и ее бывшим и нынешним президентами -- Михаилом Гуцериевым и Юрием Сухановым. Закрытие расследования милиционеры объяснили тем, что оно изначально было «дутым» -- потерпевшие от якобы сомнительных сделок «Славнефти» в правоохранительные органы так и не обратились. В «Славнефти» вчера отказались комментировать факт закрытия уголовного дела, так как официальной информации об этом еще не получили.

Скандал вокруг «Славнефти» разгорелся в апреле этого года, когда госакционеры российско-белорусской компании решили сместить ее тогдашнего президента Михаила Гуцериева. В преемники ему прочили другого менеджера -- тогдашнего его заместителя Юрия Суханова, до перехода в «Славнефть» работавшего в «Сибнефти». В результате разгорелся яростный конфликт, сопровождавшийся взаимоисключающими судебными решениями и шумными силовыми операциями в здании «Славнефти». Ведь г-н Гуцериев перед тем как уйти набрал полтора десятка менеджеров из команды Межпромбанка, претендующего, как считается, на активы нефтекомпании (19,68% акций из госпакета должны приватизироваться в конце этого года). В апреле вышло распоряжение премьера Михаила Касьянова, которое обязало Минимущества уволить г-на Гуцериева и назначить президентом г-на Суханова на собрании акционеров в начале мая. После чего в отношении кандидата в президенты компании и было заведено дело. СМИ прозрачно намекали, что назначению г-на Суханова воспротивился бывший глава Межпромбанка влиятельный сенатор Сергей Пугачев, в планы которого явно не входило, что предпродажной подготовкой будет заниматься менеджер, близкий к владельцу «Сибнефти» Роману Абрамовичу. Хотя банк и опровергает наличие у него каких-либо претензий на «Славнефть», оба захвата офиса нефтекомпании на Пятницкой улице в Москве проходили при участии сотрудников аффилированных с ним структур. Причем в последнем случае в этом участвовали и сотрудники правоохранительных органов. Г-н Суханов утверждал, что следователи проводили мероприятия в рамках уголовного дела, с которым он подробно не знаком.

Инициировал это дело, по сути, депутат Госдумы Юрий Никифоренко, известный тем, что постоянно пишет депутатские запросы, один из которых, например, касался «коммерческой деятельности» главы кремлевской администрации Александра Волошина. Схема действий депутата не отличалась от обычной и на этот раз. В апреле, когда уже стало известно о смене президента «Славнефти», депутат прислал на имя главы МВД Бориса Грызлова запрос, в котором просил проверить ряд сомнительных, по его мнению, сделок нефтекомпании. При этом парламентарий ссылался на акт Счетной палаты (СП) об изучении деятельности компании в 1999-2000 годах. Сначала запросом занялся ГУБЭП МВД РФ, который, изучив материалы и собрав свои новые данные, передал документы в Главное следственное управление (ГСУ) при ГУВД Москвы. Там в отношении двух вице-президентов «Славнефти» (в 1999-2000 гг.) -- Юрия Суханова и Дмитрия Перевалова возбудили уголовное дело по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).

Причем следователей из объемного запроса депутата заинтересовала только одна история. В 1999 году «Славнефть» заключила договор со своей дочерней структурой «Славнефть-Бельгия» о поставке 1,8 млн тонн нефти. При этом в контракте, учитывая периодическое понижение цен на нефть марки Urals, было указано, что головная фирма представит своей «дочке» скидку относительно цены Brent (европейский эталон) в размере 3,5 долл. за баррель. На самом же деле, как показала проверка СП и МВД РФ, данная скидка в конце 1999 -- начале 2000 годов выросла до 6,9 долл. за баррель. Разница тогда объяснялась очередным скачком цен на нефтяном рынке. В запросе депутат Никифоренко утверждал, что от таких игр со скидками государству как основному акционеру «Славнефти» был нанесен ущерб на десятки миллионов долларов. ГСУ с этим согласилось и признало, что данная операция компании нанесла правительству ущерб на 20 млн долл. А поскольку под всеми документами о заключении сделки стояли подписи гг. Суханова и Перевалова, именно к ним милиционеры и выдвинули претензии. Правда, руководителей «Славнефти» ни в чем не обвинили и следователи их даже не допрашивали, ограничившись беседами с десятками менеджеров компании.

Сам процесс расследования поначалу сопровождался довольно вялым изучением бумаг и допросами рядовых сотрудников, проводимыми ГСУ. Но позже дело забрала к себе вышестоящая организация -- Следственное управление Главка МВД РФ по Центральному федеральному округу. Его представители развернули уже более масштабную деятельность, сопровождавшуюся массовыми выемками: документы килограммами упаковывались в коробки, опечатывались и отправлялись к следователям. Пик этой активности в конце июня совпал с очередной серией скандалов вокруг борьбы за пост главы «Славнефти», когда Михаил Гуцериев и представители частных охранных предприятий «БИН-Защита» (аффилированного с экс-президентом «Славнефти») и «Интербезопасность» (охраняет офис Межпромбанка) захватили офис и фактически выгнали весь персонал на улицу.

В результате в конце июня материалы скандального расследования забрал к себе Следственный комитет при МВД РФ. Там долго изучали все документы, после чего 5 июля приняли решение дело закрыть по ст. 24-1 уже «нового» УПК (за отсутствием состава преступления).

Такое решение в СК приняли на том основании, что никто из возможных пострадавших в правоохранительные органы не обращался, в том числе и акционеры (без воли которых дело вообще не должно возбуждаться), якобы понесшие потери от якобы незаконно завышенных скидок в сделках нефтекомпании. В МВД вообще удивились, что ГСУ решило завести это дело -- всего лишь по одному запросу депутата, основанному на акте СП. К тому же, как выяснилось, в материалах Счетной палаты по сделке, из-за которой было начато расследование, на самом вообще не упоминаются фамилии гг. Суханова и Перевалова, а в связи с выявленными нарушениями фигурирует чаще Михаил Гуцериев.

Впрочем, точку в этой скандальной истории, похоже, пока еще ставить рано. По информации газеты «Время новостей», на днях материалы дела затребовала для изучения Генеральная прокуратура, за которой и останется, как всегда, последнее слово.

Александр ШВАРЕВ, Николай ГОРЕЛОВ