Время новостей
     N°35, 03 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2010
Мегаполис
Малому бизнесу предложат страховаться от проверок госструктур
Обуздать законо- и нормотворчество государственных чиновников, направленное на создание новых «кормушек», потребовали участники состоявшегося в понедельник в здании Министерства экономического развития V съезда Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРА). По их мнению, одним из главных инструментов удушения малого и среднего бизнеса стали саморегулируемые организации (СРО), в массовом количестве создающиеся при активном участии бывших и действующих сотрудников министерств и ведомств. Одним из самых интересных шагов государства навстречу бизнес-сообществу стало предложение представителя Минэкономразвития подумать над введением добровольного страхования от проверок и надзора со стороны госструктур.

Отмена лицензий ведет к тому, что ведомства, ранее их выдававшие, создают СРО, которые начинают регулировать этот вид деятельности. «Чиновники, которые ранее кормились от нашей деятельности, просто так со своими доходами расставаться не намерены, -- констатировал президент «Опоры России» Сергей Борисов. -- Бывшие министры и чиновники рангом пониже, которые, чаще всего вынужденно, потеряли свои должности, теперь торгуют своим влиянием в СРО».

Наибольшее количество претензий у участников съезда оказалось к Министерству регионального развития. «Минрегион -- это клуб по трудоустройству своих чиновников», -- уверен руководитель комиссии ОПОРЫ по строительству и ЖКХ Евгений Шлеменков. Особенно возмущают членов ОПОРЫ те шикарные офисы и автомобили, которые позволяют себе руководители некоторых СРО. «Не такое саморегулирование мы ожидали», -- с горечью заявил г-н Борисов.

Вступительные взносы, например, в некоторые связанные со строительством саморегулируемые организации достигают 600 тыс. руб. По словам г-на Шлеменкова, очень многие небольшие строительные компании имеют такой годовой оборот. Согласно проведенным ОПОРОЙ расчетам, для нормального функционирования СРО в строительной отрасли вполне достаточно вступительного взноса в 20 тыс. руб. и годового членского платежа в 40 тыс. руб. Сейчас малые строительные компании фактически полностью отсечены от госзаказа. «СРО действует как инструмент конкурентной борьбы между членами и нечленами этих организаций», -- уверен представитель ОПОРЫ. «Предприниматели вынуждены идти к этим шантажистам», -- сказал Сергей Борисов.

Ввести мораторий на нормативные акты, которые требуют обязательного членства в СРО по тем видам деятельности, где не было лицензирования или оно было отменено, потребовал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Вообще, по его мнению, одной из главных функций ОПОРЫ должен стать мониторинг законодательной и нормотворческой деятельности государственных структур. А то, по его словам, многие чиновники «уже стали обладателями черного пояса по выдумыванию законодательных новаций». А президент Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина предложила создать при ОПОРЕ инкубатор по переводу отраслевых объединений малого бизнеса в СРО.

Минэкономразвития намерено проводить оценку регулятивного воздействия государственных органов власти на ограничение предпринимательской активности, попытался успокоить делегатов съезда директор департамента развития малого и среднего предпринимательства министерства Андрей Шаров. Есть процедура введения таких мер, как лицензирование, выдача разрешений на что-либо. В ней должны участвовать все заинтересованные игроки -- отраслевые союзы, ассоциации, объединения предпринимателей, которых эти меры затрагивают. Должны взвешиваться все преимущества -- для потребителя, для государства, для бизнеса, и только тогда выноситься вердикт. «Результатом этой работы должна стать ситуация, когда большинство регулятивных документов умирало бы не в нашем министерстве, а в том, которое его инициирует», -- мечтает г-н Шаров.

Ярким примером крайней необходимости такого инструмента учета интересов всех заинтересованных сторон, по его мнению, является принятый недавно СНиП по школам, который приводит к увеличению затрат на их строительство на 30%. «Позаботились о школьниках -- увеличили высоту потолков, но оказалось, что ни один завод в стране таких панелей не выпускает», -- возмущался представитель Минэкономразвития.

Для наведения порядка в оценках кадастровой стоимости объектов собственности для целей налогообложения Андрей Шаров предложил взять несколько оценочных компаний, которые допускают очевидное завышение, обратиться в СРО, где они состоят, и показательно приостановить их деятельность на два-три месяца. «Пусть люди потеряют бизнес, но по-другому, к сожалению, невозможно», -- уверен чиновник. Такие же меры могут быть приняты и по льготной приватизации по закону №159-ФЗ, когда оценка передаваемой в собственность предприятиям малого и среднего бизнеса собственности происходит по докризисным ценам.

Минэкономразвития намерено предложить внести изменения в закон «О саморегулируемых организациях». В большинстве сфер министерство предлагает ввести на два-три года добровольное участие в СРО, чтобы они показали свою эффективность. И только потом вводить обязательность участия в их работе. Оговариваясь, что в строительстве альтернативы СРО быть не может, Андрей Шаров выступает за то, чтобы малые компании, которые выполняют неопасные виды работ, не загонялись в обязательном порядке в СРО. По его оценке, порядка 70% малых компаний смогут работать свободно.

Представитель Минэкономразвития также считает необходимым так изменить систему налогообложения малого и среднего бизнеса, чтобы большинство микропредприятий было на патенте (сейчас по всей стране выдано всего 7 тыс. патентов, и по словам г-на Шарова, «это никуда не годится), максимальное число малых компаний -- на упрощенной системе налогообложения, ну а все остальные -- на общем режиме взимания налогов. Тот факт, что сейчас компании вне зависимости от численности занятых находятся на едином налоге на вмененный доход, чиновник считает неправильным.

Он также уверен, что нужно думать о компенсационных мерах для малого и среднего бизнеса, если решение о повышении размеров страховых взносов останется в силе. Например, это может быть право субъектов снижать размер ставки для работающих по упрощенной системе налогообложения с нынешних 6 до 2--3%.

Признавая справедливость многочисленных нападок представителей ОПОРЫ на деятельность «Ростехнадзора», присутствовавший на съезде заместитель министра природных ресурсов и экологии Семен Леви заявил, что его ведомство настроено на то, чтобы убрать все административные барьеры на пути малого и среднего бизнеса. «Ростехнадзор» будет постепенно лишаться разрешительных функций, оставаясь исключительно контролирующим органом. Мы полны решимости регистрацию, ведение реестра предприятий по большинству видов деятельности передать Минрегиону. Все инспекторы будут поставлены в жесткие рамки регламента, где будет четко определено, в каких случаях полагается штраф и какого размера, а когда работа компании должна быть приостановлена», -- пообещал г-н Леви.

Минэкономразвития основательно размышляет над переходом к полностью уведомительному порядку регистрации нового бизнеса, оставив разрешительный принцип только в качестве исключения для особых случаев.

Андрей Шаров также предложил подумать над страхованием как альтернативой контролю и надзору. При этом он специально оговорился, что речь идет о добровольном страховании. «Если застраховался от признанных государством видов рисков, то проверяющие к тебе не ходят. Для тех, кто не захочет страховаться, будет обычная система проверок», -- предлагает чиновник.

Андрей СУСАРОВ