Время новостей
     N°35, 03 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2010
Что наша жизнь? Пиар
Едва только появившись, сериал «Школа» устроил взрыв мозга, скандал и сенсацию. Это было негламурно, лихо, зажигало не по-детски. Телереволюция, о которой так долго говорили, свершилась? Но «если хочешь победить противника -- возглавь его», говорили большевики. Страсти улеглись, и, кажется, Гай Германику неплохо получилось вписать в наше глянцевое ТВ. Очень многое нестандартное, неформатное, попадая в телевизионный мейнстрим, тут же становится обычным фоном, встраивается в сложившуюся уже систему. Учителя берут взятки, школьники занимаются сексом -- раз это показали, значит, можно, и неформатная жизнь тут же становится форматом, обыденностью. Все-таки маргиналы должны оставаться на обочине и идти только своим путем. Иначе маскульт съест и не поперхнется. Вскоре наверняка появится пародия на «Школу» в «Большей разнице», а Гай Гарманика станет мультом личности.

«Культура» обновляется. Это радует. Делается все без наскока, эксцесса и надрыва. И это разумно. Но, честно говоря, хотелось бы побыстрее. Сказав «а», нужно говорить «б». Пока же новый главред Сергей Шумаков в очередной раз показал свой класс программирования, связав в одну линейку близкие по духу «Очарование зла» Михаила Козакова и «Подстрочник» Олега Дормана. «Подстрочник» и сейчас, во второй показ, стал откровением. После летнего эфира на «России» казалось, что случилось такое только лишь из-за большой разницы между глубочайшим фильмом Дормана и большинством из того, что присутствует на госканале. Но и в «культурном» контексте Лилианна Лунгина выделяется колоссально. И это уже очарование глубочайшей личности, ума, обаяния. Так пробивать экран, как Лунгина, вообще мало кому дано. Вечерние рейтинги «Культуры» резко подскочили. Это здорово, конечно, но что дальше? Несмотря на ограниченность средств, резервы-то беспредельны. Жанр «а поговорить?» в России никогда не умрет. А поговорить-то есть о чем: культурных проблем вагон и маленькая тележка. Профессионально это сделать не так уж и сложно. Известно, как увеличить градус дискуссии, каких людей позвать, как поддать нерв. Но есть опасность, что тогда это будет не более чем постановка. Где же еще найти таких людей, подобных Лунгиной, чтобы всколыхнуть общественное мнение? Трудный вопрос.

Пропагандой у нас на ТВ занимаются лихо -- что в лоб, что по лбу. В фильме «День Д», прошедшему по РЕН ТВ, некие эстонские отморозки, пытая артиста Пореченкова, требуют от него убить собственного президента, дабы на этой волне самим прийти к власти. Эстония -- вот нынче уровень нашего политического врага. Американское ЦРУ уже в прошлом. Но фильм «Первого» «Тухачевский. Заговор маршала» показал, что есть еще порох в пороховницах и не все идеологи утратили квалификацию. Политический пиарщик и свежий кинопродюсер Алексей Волин показал нам нетривиального Тухачевского -- заговорщика и убийцу. Неужели этот господин проявился на «Первом» просто так, только из любви к искусству? Простите, не верю. Возможно, дело в Ходорковском? Власть в судебных тяжбах с ним зашла в очевидный тупик, сама уже понимает, что переборщила. На таком фоне общественное мнение все больше становится на сторону Ходорковского, люди жалеют его. Может, тут и понадобился искушенный в политтехнологии человек, который сможет воздействовать на массовое подсознание? Ведь что такое пиар? Последнее прибежище патриотов.

Александр МЕЛЬМАН, «Московский комсомолец»