Время новостей
     N°121, 10 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.07.2002
Цена спокойствия
Обнародованы тарифы обязательного страхования автовладельцев
Ровно за год до вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности стало известно, в какую сумму обойдется это полезное нововведение российским водителям. Полис ГО с лимитом ответственности 400 тыс. руб., по предварительным расчетам, будет стоить в Москве 60--70 долларов в год, а в провинциальных городах -- 20--25 долларов. Об этом сообщили вчера представители совета Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ). При расчетах стоимости полиса в РАСОВТ не принимали во внимание ни мощность двигателя, ни социальную справедливость. «Как показывает статистика, это не имеет смысла, -- пояснил директор ассоциации Андрей Слепнев. -- Поэтому для легковых автомобилей мы разработали всего две тарифные группы, которые различаются на 20%». Для грузовых автомобилей и транспорта специального назначения тарифных ставок будет больше. Директор РАСОВТ не исключил, что по примеру европейских стран для тех, кто ездит без аварий, будут установлены специальные скидки.

В РАСОВТ уверены, что только компании, объединенные в профессиональную организацию, смогут создать эффективный механизм страхования, которое станет обязательным с 1 июля 2003 года. По словам председателя ассоциации Игоря Жука, «буквально через два месяца будет доступен устав этой организации и ясен состав». Сейчас в РАСОВТ работают над выработкой принципов и механизмов будущего массового страхования гражданской ответственности водителей. Как подчеркнули представители ассоциации страховщиков, участвовать в обязательном автогражданском страховании по карману далеко не всем компаниям. «Это тот случай, когда инвестиции требуются до получения премий, -- сказал г-н Жук. -- В России сначала все хотели заниматься этим. Когда появился текст закона, количество желающих убавилось, сейчас же реально только 50 компаний могут принять участие в исполнении закона». По словам председателя РАСОВТ, требуются вложения в инфраструктуру: аренду помещений, дополнительный набор персонала и его обучение, разработку информационных систем и, что немаловажно, создание служб безопасности для борьбы со злоупотреблениями. Предварительные затраты оцениваются в 100--150 млн долларов. Ассоциация намерена также создать и специальный компенсационный фонд, выступая гарантом по обязательствам тех своих членов, которые окажутся не в состоянии расплатиться с клиентами.

Когда речь идет о таком массовом мероприятии (по прогнозам, общий объем этого сегмента страхового рынка достигнет 600--700 млн долларов в год), не обойтись без максимальной унификации правил и методик. РАСОВТ предлагает ввести в практику так называемые «европейские протоколы». Предполагается, что до суда будут доходить только самые сложные и спорные аварии. Участникам же мелких ДТП будет предоставлена возможность разъехаться с миром, даже не вызывая сотрудника ГАИ. Им достаточно будет самостоятельно описать ущерб на бланках, прилагающихся к полису. А страховые компании сами определят виновного и размер ущерба заочно: типичные ДТП и степени виновности будут стандартизированы по специальным схемам. Таким образом, по примеру многих европейских стран будет максимально упрощен процесс досудебного разбирательства и возмещения ущерба от незначительных ДТП, которых в милицейской статистике большинство. Директор РАСОВТ Андрей Слепнев сказал, что форма «европейского протокола» уже разработана и в ближайшее время ассоциация намерена согласовать эти документы с МВД и Минфином.

Как рассчитали в РАСОВТ, в первые полгода действия закона за полисами «в добровольно-принудительном порядке» придут около 10 миллионов человек. Это те, кто будет проходить техосмотр или регистрировать авто (с 1 июля 2003 года без полиса это сделать будет невозможно), и просто законопослушные водители. Таких, например, в Москве 20--30%, в провинции -- 10%. В 2004 году страховщики ожидают уже 27 миллионов клиентов. Впрочем, как предвидят страховщики, 10--15% водителей вообще не придут страховаться ни за какие деньги просто по причине менталитета, отвергающего лишние, на их взгляд, траты. «Но все равно это будет очень хороший результат», -- подчеркнул г-н Жук.

Ирина БЕЛАШЕВА