Время новостей
     N°118, 05 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2002
Не те самолеты
Перепланировка парка в «Аэрофлоте»
Пресс-служба президента Франции сообщила в эту среду, что «Аэрофлот» решил купить партию среднемагистральных самолетов у европейского концерна Airbus, штаб-квартира которого находится во французской Тулузе. «Это решение подчеркивает важность сотрудничества в аэрокосмической области между Европой и Россией», -- процитировала пресс-служба слова, сказанные президентом Жаком Шираком во время беседы с российским премьером Михаилом Касьяновым. Вчера причастные к сделке лица рангом пониже весь день разъясняли, что на самом деле окончательно ничего не решено и что речь идет не о совсем обычной покупке и о самолетах не только Airbus.

«Аэрофлот» не планирует в обозримом будущем увеличивать свой парк самолетов западного производства. Компания лишь хочет реструктурировать его, заменив одни самолеты на другие, пересмотрев финансовые и технические условия обслуживания, чтобы на выходе получить более простой и экономичный воздушный флот. Об этом накануне визита премьер-министра во Францию корреспонденту газеты «Время новостей» говорил министр транспорта России Сергей Франк, председательствующий также в совете директоров «Аэрофлота». Если верить пресс-службе Елисейского дворца, то Михаил Касьянов сказал Жаку Шираку, что в рамках перестройки парка «Аэрофлота» среднемагистральные самолеты решено покупать у Airbus. Вчера неназванный представитель Airbus сообщил корреспонденту ТАСС, что на самом деле переговоры по этому поводу пока не завершены, соглашения еще нет. То же самое заявил в Москве корреспонденту газеты «Время новостей» директор департамента по связям с общественностью «Аэрофлота» Лев Кошляков.

Сейчас в распоряжении «Аэрофлота» 27 пассажирских самолетов западного производства. В это число входят воздушные суда четырех типов и двух классов дальности: дальнемагистральные (Airbus-310, Boeing-767 и -777) и среднемагистральные (Boeing-737). По словам г-на Кошлякова, совет директоров «Аэрофлота» уже принял принципиальное решение при реструктуризации сократить число типов самолетов с четырех до двух. Это упростит техобслуживание парка. Также решено, что общее число самолетов останется неизменным. Тем не менее окончательный план перестройки парка еще не утвержден, так как не завершены переговоры с поставщиками самолетов и с лизинговыми компаниями о финансовых деталях сделки. По словам Льва Кошлякова, формально одобрить весь проект в целом совет директоров авиакомпании должен в июле. До этого г-н Кошляков отказался раскрыть структуру будущего парка «Аэрофлота». Он лишь сказал, что в нем по-прежнему будут присутствовать машины обоих гигантов мирового авиастроения -- Boeing и Airbus.

При взгляде на нынешнюю структуру этого парка бросается в глаза, что среднемагистральная «конюшня» «Аэрофлота», которую г-н Касьянов вроде бы пообещал концерну Airbus, сейчас как раз занята конкурентами из Boeing. Впрочем, не исключено, что при новом раскладе аэрофлотовское начальство оставит для продукции Boeing дальние трассы. А на средних маршрутах заменит очень популярный во всем мире самолет B-737 на тоже хорошо известный A320 европейского производства.

Идея покупки A320 «Аэрофлотом» впервые стала достоянием гласности после другого визита Михаила Касьянова в Париж -- в декабре 2000 года. Сопровождавший премьера гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов подписал с Airbus меморандум, предусматривавший, по неофициальным данным, покупку до 30 A320. В феврале 2001 года просочившиеся слухи о существовании этого документа спровоцировали дебаты в Госдуме и демонстрацию работников российской авиапромышленности перед Домом правительства.

В мае 2002 года на встрече Владимира Путина с Жаком Шираком в Санкт-Петербурге был подписан другой протокол: о закупке до 32 А320 для «Аэрофлота» в обмен на размещение заказов европейской авиапромышленности в России и запуски российских ракет с космодрома Куру во Французской Гвиане. На этих переговорах обсуждалась идея, что «Аэрофлот» может отказаться от используемых им дальнемагистральных самолетов А310, чтобы высвободить ресурсы на покупку А320.

Михаил КУКУШКИН