Время новостей
     N°26, 16 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.02.2010
Ядерное вытеснение
США не намерены воевать с Ираном, но считают, что он движется к военной диктатуре
Глава иранской Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи объявил вчера о получении от России, США и Франции новых предложений по дообогащению иранского урана за рубежом. Впрочем, эту новость МИД Франции тут же опроверг. На прошлой неделе Иран, ссылаясь на потребности своей ядерной энергетики, начал на собственной территории дообогащение урана до 20%. Этот шаг вызвал недовольство России и заставил Запад активизировать работу по введению жестких санкций против Ирана.

Запад считает гражданскую ядерную программу Ирана прикрытием для разработки ядерного оружия. Вчера об этом в городе Доха, столице Катара, сказала американский госсекретарь Хиллари Клинтон, общавшаяся с местными студентами в рамках международного форума «США -- исламский мир». Она заявила, что Штаты «не планируют атаковать Иран и продолжают надеяться, что тот откажется от замыслов создать ядерное оружие». «Однако пока такие подозрения есть, -- подчеркнула г-жа Клинтон, -- мы не можем лишь надеяться, а должны попытаться объединить мировое сообщество с тем, чтобы оказать давление на Иран с помощью санкций, принятых Совбезом ООН».

Санкции эти, по мнению главы госдепа США, должны быть направлены прежде всего против предприятий, контролируемых иранским Корпусом стражей исламской революции (КСИР), который «фактически вытесняет правительство Ирана». «Мы видим, -- уточнила г-жа Клинтон, -- как власти Ирана, его верховный лидер, президент, парламент оттесняются «стражами революции», а Иран движется к военной диктатуре. Такова наша точка зрения». На днях президент США Барак Обама заметил: «Иран вопреки постоянным заявлениям о мирном характере своей ядерной программы продолжает следовать курсом в направлении военных разработок, причем не всегда ясно, кто говорит от лица правительства этой страны».

Сразу после этого минфин США, предупредив о росте влияния Корпуса стражей исламской революции на экономику Ирана, запретил американским компаниям вести дела со строительным подразделением КСИР и четырьмя его дочерними фирмами. КСИР был создан в ходе исламской революции 1979 года «для борьбы с внутренними и внешними угрозами». Сейчас эти элитные войска насчитывают 125 тыс. бойцов в сухопутных, военно-морских, военно-воздушных частях и действуют отдельно от 325-тысячной регулярной армии. Подчиняются они напрямую духовному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи и имеют обширные интересы в производстве вооружений, строительном и нефтяном бизнесе.

Организационно входит в КСИР и многомиллионное народное ополчение «Басидж». Вчера международного расследования его роли в подавлении массовых волнений, последовавших за выборами президента Ирана 12 июня прошлого года, потребовали дипломаты Великобритании и Франции на собравшемся в Женеве заседании Совета ООН по правам человека. Этот созданный в марте 2006 года орган занялся Ираном впервые. Выступивший там же помощник госсекретаря США Майкл Поснер призвал Тегеран снять ограничения на свободу слова и прекратить показательные суды над инакомыслящими. Прибывший в Женеву генеральный секретарь иранского Высшего совета по правам человека Джавад Лариджани требования и призывы Запада отверг, указав, что «Иран в деле защиты прав человека занимает долгосрочную и искреннюю позицию».

«В Иране свои представления о правах человека, но военная диктатура там невозможна. Для того чтобы она воцарилась, КСИР должен взять власть в свои руки, то есть произвести военный переворот и закрепить его результаты в конституции, -- пояснила «Времени новостей» заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. -- Но все иранское общество снизу доверху восприняло бы такое развитие событий однозначно отрицательно». Тем более что понятие «военный переворот» в этой стране до сих пор «традиционно ассоциируется с вмешательством США во внутренние дела Ирана, с проамериканским переворотом 1953 года, который сверг национализировавшего нефтяную отрасль страны премьер-министра Мохаммеда Моссадыка». А его в сегодняшнем Иране, по мнению эксперта, «считают национальным героем, чей день рождения является одним из немногих не связанных с исламом праздников».

Александр САМОХОТКИН