Время новостей
     N°118, 05 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2002
Подсчет секунд
На швейцарских авиадиспетчеров заведено уголовное дело
Немецкие спасатели вчера завершили поисковую операцию в районе Боденского озера, в небе над которым в ночь на вторник столкнулись российский пассажирский самолет Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой «Боинг-757» компании DHL. Как заявили представители полиции, им удалось найти останки всех жертв трагедии (в катастрофе погиб 71 человек, из них 52 -- дети). Процедура опознания погибших, как предполагается, начнется сегодня в медицинском центре города Фридрихсхафен. При этом эксперты будут пользоваться медицинскими картами, фотографиями и рентгеновскими снимками, которые накануне привезли в Германию родственники погибших россиян.

Вчера же в Москве глава правительства Михаил Касьянов создал специальную комиссию для оказания помощи семьям погибших в авиакатастрофе. Власти заверили, что помимо страховых выплат всем родственникам жертв трагедии окажут материальную помощь и возьмут на себя все расходы по доставке тел погибших на родину и организации похорон.

Что касается расследования причин катастрофы, то вчера впервые свое слово сказали немецкие эксперты. Представители ведомства по расследованию авиационных происшествий Германии объявили об окончании предварительной расшифровки записей радиообмена пилотов Ту-154 со швейцарской авиадиспетчерской компанией «Скайгайд», которая «вела» оба погибших самолета в последние минуты перед аварией. Из них следует, что на самом деле первым об опасности столкновения с «Боингом» швейцарскому диспетчеру доложил именно командир экипажа Ту-154 Александр Гросс, а не наоборот. Ровно за полторы минуты до катастрофы, когда российский самолет находился на высоте 11 500 метров, пилот сообщил на землю о срабатывании автоматической системы предупреждения столкновения в воздухе (ТКАС), зафиксировавшей идущий рядом на этой же высоте «Боинг-757». Диспетчер экстренно должен был принять решение, на какую высоту направить лайнер, но соответствующий приказ выдал Александру Гроссу только спустя 46 секунд, когда до столкновения оставалась уже 44 секунды. Оператор «Скайгайд» приказал пилоту Ту-154 снизиться до 11 000 метров, а выполнять команду экипаж начал, согласно записям, уже за 30 секунд до трагедии.

Одновременно с Ту-154, как подтвердили немецкие эксперты, аварийное автоматическое снижение начал и «Боинг-757», у которого также сработала система ТКАС. В результате оба самолета снизились на 200 метров и столкнулись, согласно показаниям приборов, на высоте 11 354 метра. По мнению немецких инженеров, столкновения можно было бы легко избежать, если бы маневр на снижение начал только один самолет. Как говорят эксперты, пилоты «Боинга-757» были обязаны сообщить наземным службам о срабатывании системы ТКАС и автоматическом снижении. Впрочем, немецкие эксперты пока огласили только сухие цифры и от комментариев воздержались до полной расшифровки всех четырех бортовых самописцев, которые были установлены на разбившихся самолетах.

Представители самой «Скайгайд», ранее активно комментировавшие ход следствия, вчера данные немецких экспертов обошли молчанием, отказавшись вообще что-либо говорить по этому поводу. В компании лишь сообщили, что авиадиспетчерская служба не отказывается от ответственности за произошедшую трагедию. В четверг же, после окончания многочасового допроса авиадиспетчеров «Скайгайд», работавших в ту трагическую ночь, следователь прокуратуры округа Бюэлах (кантон Цюрих, Швейцария) Кристоф Наэф открыл против них уголовное расследование. Кстати, одновременно выяснилась еще одна деталь -- по данным федерального бюро расследований авиационных происшествий Швейцарии, все радиолокационные установки компании «Скайгайд» вообще не соответствуют требованием ЕС. И в период с 1996 по 2000 год это чуть не привело к трем авариям самолетов. Причем, как теперь оказалось, в ночь на 2 июля радиолокационная станция, с помощью которой диспетчеры «Скайгайд» «вели» погибшие лайнеры, работала не в автоматическом, а в ручном режиме именно из-за плановой замены навигационного оборудования, которое соответствовало бы стандартам ЕС.

Александр РАСКИН