Время новостей
     N°17, 03 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.02.2010
Сказание об озерных «небесах»
Уникальная программа возрождения культуры Русского Севера представлена в Москве
Представьте себе: лишающая дара речи красота природы Карелии и Архангельского края. Леса наподобие таежных с вековыми соснами, елями, однако не густые, а прореженные лугами и уникальной аквасистемой с озерами, речками, каналами. Самые принципиальные для собирания пространства точки отмечены силуэтами церквей и часовен словно из сказок: деревянная изба с двускатной кровлей увенчана крытой лемехом главой-куполом с крестом. К церковке-часовне приставлена башенка-звонница с балконом-галереей. И на протяжении почти 140 тыс. гектаров (1400 кв. км) часовен и церквей (в том числе каменных) больше 40. На холмах, на берегах озер, среди деревенских изб отмечают эти строения область сакральной топографии. Помимо часовен встречают путника «святые рощи» с деревьями девственных лесов и деревянные поклонные кресты. А что в интерьере деревянных храмов? Там уж совсем все будто не взаправду: чаще всего росписи, созданные в манере, свидетельствующей о прекрасном знакомстве изографа как со средневековой традицией, так и с новоевропейской живописной системой. Росписи эти с изображением Спасителя, Божией Матери, архангелов, святых, сюжетов «праздничного» чина покрывают фантастические пирамидальные конструкции венчающих частей и сияют в зал многоцветными лучами. Называются эти росписи «небеса», и в часовнях всего края, о котором идет речь, их 15. А кроме них в избяных храмах хранятся еще и богато украшенные двухъярусные-трехъярусные иконостасы.

Такое не могло бы сохраниться в нашей отчизне по определению, если бы не исключительные культурные традиции и местоположение того места, о котором идет речь, -- Кенозерья. Кенозеро расположено на юго-западе Архангельской области. С другими озерами, водными артериями оно образует цельную гидрографическую сеть на границе Русской платформы и Балтийского кристаллического щита. Природа (вода, леса, холмы-камы, луга) подарила Кенозерью волшебную красоту. Люди, коренное население, сформировавшее свою самобытную культуру с XVI века, утвердили статус Кенозерья в качестве сохранной территории не уничтоженных в лихие времена топосов и смыслов.

В Кенозерье уклад жизни определяли крестьянские общины. Поскольку край находился на отшибе магистральной политики (начиная с постгрозненских и кончая советскими временами), постольку многие компоненты общинного уклада здесь сохранились в подлинности. Исследователи (Юрий Ушаков) считают Кенозерье заповедником для изучения фольклорных традиций. В самом деле и сегодня у экспедиций в Кенозерский край хороший шанс узнать много чего: от местных эпических сказаний до особенностей планировки крестьянского двора и специфики изготовления долбленой рыболовецкой лодки «кенозерки».

Созданные в XVIII -- начале XX века «небеса» и иконостасы часовен, церквей края дают возможность понять, что в своих отступлениях от канона крестьяне Кенозерья были сущими авангардистами. Приглашенные заботливыми о красоте своих храмов жителями сел Кенозерья художники академической выучки из больших городов (Архангельска, даже Санкт-Петербурга) создавали образы для церквей и, общаясь, возможно, передавали знания охочим до живописи деревенским жителям. Имя одного из них -- Федора Захарова Иока (родился в 1864-м) удалось раскрыть сотруднице Кенозерского парка Марине Гусевой во время демонтажа «неба» в часовне Святителя Николая Чудотворца поселка Усть-Поча. Искусство Иока (а писал он «небеса» часовни в Усть-Поче, как явствует из обнаруженной подписи, 17 лет от роду) это своеобычное, согретое теплом фольклорного рукоремесла «изложение» многих традиций, от византийской до позднеклассицистической.

Специалистам по Древней Руси способны вскружить голову и иконографические программы. Исследователь Татьяна Кольцова рассказывает, в частности, о включении в иконографическую канву плафонной росписи «небес» изображений святых покровителей часовни и заказчиков: «Это вызвано особым почитанием каждой деревней своего праздника, соименного названию местного храма». Татьяна Кольцова подчеркивает, что в стенописях куполов каменных храмов подобные параллели неизвестны. Святые покровители села «переходили» с «неба» и в иконостасы храма. Повторялись дважды. Часто в оформлении церквей принимали участие мастера-старообрядцы.

Это фольклорное благочестие, общинное с одной стороны, с другой -- работающее сегодня на уровне личностного подсознания, сохранилось в Кенозерье. Все так же украшают часовенки крестьяне собственноручно вышитыми благодарственными полотенцами. Все так же хранят храмы местные жители из числа старейшин.

Созданный в 1991 году государственный природный национальный парк «Кенозерский» в деле хранения наследия во многом на жителей края и опирается. А еще на норвежских реставраторов, которые помогли восстановить уникальные часовни XVIII столетия (среди них символ Кенозерского национального парка -- часовня Святителя Николая Чудотворца в деревне Вершинино, освященная в 1998 году епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном). С 2006 года в соответствии с областной социально-экономической программой «Культура Русского Севера» из областного бюджета финансируют науку, хранение и реставрацию. С позапрошлого же года парк Кенозерья стал темой интереснейшей и принципиальной для музейного дела программы Благотворительного фонда В. Потанина. В конце 2009 года было издано монументальное, роскошно проиллюстрированное исследование всех сохранившихся на территории парка деревянных часовен и церквей, трех каменных храмов, всех «небес» и иконостасов. Книга «Небеса и окрестности Кенозерья» была заявлена в 2008 году на конкурс «Первая публикация: музейные раритеты» и стала его победителем. Над подготовкой издания работали специалисты из многих институций, в том числе реставрационного центра (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря. Специалисты центра при поддержке Гуманитарного проекта Ивана Полякова отреставрировали те самые подписные «небеса» мастера Федора Захарова Иока, что были открыты в конце 2007 года. Благодаря выходу в свет книги и окончанию реставрации в ВХНРЦ им. академика Грабаря открылась выставка «Небеса ручной работы».

Под перекрытиями здания реставрационного центра радиальные грани -- лучи живописных «небес» укреплены в каркасных моделях двух пирамидальных потолков кенозерских часовен. Модели сделал архитектор Юрий Аввакумов. Потому они убеждают своей протоконструктивистской поэтикой. Кроме «небес» на экспозиции можно увидеть привезенные из ФГУ «Национальный парк «Кенозерский» иконы (в том числе работы старообрядческого мастера), складни, вышитые полотенца, поклонный крест. Важным дополнением стал снятый Юлией Овчинниковой фильм с рассказами местных жителей Кенозерья о часовнях и связанных с ними личных историях. Москвичам экспозиция даст шанс понять, что посещение Кенозерья стоит запланировать безотлагательно.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки