Время новостей
     N°17, 03 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.02.2010
Прага без Карлова моста
Что останется от главного чешского памятника после ремонта
В Чехии сейчас идет расследование в связи с ремонтными работами на самом известном архитектурном памятнике страны -- Карловом мосту в Праге. Чешское министерство культуры поручило разобраться профильным структурам, а были ли допущены нарушения в ходе реконструкции, и если да, то возможно ли наложить штраф на муниципалитет Праги и внести коррективы в продолжающиеся работы.

Скандал нарастает. На днях на мосту собралось около 200 человек с транспарантами. Митингующие, среди которых была легендарная чехословацкая гимнастка, олимпийская чемпионка Вера Чаславска, требовали прекратить ремонтные работы. По словам организаторов акции, пагубные методы ремонта наносят памятнику серьезный урон. Виновниками были объявлены мэр города Павел Бем и директор отдела охраны памятников муниципалитета Ян Кнежинек. Под всеобщее одобрение их чучела были погружены в ледяную Влтаву.

Карлов мост начали строить в 1357 году по приказу короля Чехии, императора Священной Римской империи Карла IV. Всемирно известный мост сегодня выглядит как стройплощадка. Еще позапрошлым летом инспекция министерства культуры, проверявшая ход реконструкции, выявила недостатки, которые нарушили аутентичность памятника. Схожее мнение позже высказала комиссия Национального института памятников, назвавшая методы реконструкции «шокирующими». Накал страстей достиг апогея минувшей осенью, когда Ассоциация объединений по охране и развитию культурного наследия Чехии (АОРКН) обратилась в полицию с требованием расследовать ситуацию.

«Стенки парапета при ремонте разбирали способом, больше напоминающим снос», -- утверждает вице-президент ассоциации Мартин Кадрман. По его словам, отбойными молотками и камнерезными пилами была уничтожена или сильно повреждена ценная средневековая кладка, камни из которой, возможно, использовались при возведении еще более старых построек романской эпохи. Старые каменные блоки, якобы не подлежавшие ремонту, заменялись небрежно изготовленным новоделом, не соответствующим средневековому облику памятника. Точного учета изъятых блоков долгое время не велось, и судьба нескольких десятков камней неизвестна. Звучат предположения, что «кусочки» моста негласно могли быть пущены в продажу на сувениры.

По мнению ассоциации, одна из причин этого -- пренебрежение предусмотренными законом процедурами. «Работы были начаты без строительно-исторических изысканий, призванных определить ценность памятника и оптимальный способ его реставрации. Видимо, исполнители проекта торопились поскорее освоить выделенные средства», -- сказал Мартин Кадрман «Времени новостей». Собственник моста и инвестор реконструкции -- городское руководство, как и фирма-генподрядчик, отвергает большинство претензий, объясняя, что на мосту ведется «не реставрация, а технический ремонт». Эти объяснения устраивают не всех. По мнению директора Национального института памятников Надежды Горичковой, с учетом исключительной ценности объекта был необходим реставраторский подход. Прошлым летом отдел охраны памятников муниципалитета признал ряд недостатков и наложил на город штраф в 54 тыс. крон (около 3 тыс. долл.). Это решение было воспринято иронически: многие обращали внимание на символическую сумму штрафа и на то, что отцы города, по сути, оштрафовали сами себя, переложив деньги из одного кармана в другой. Поэтому сейчас дело передано на рассмотрение краевых властей соседнего Пльзеня.

Отмечая низкое качество работ, эксперты говорят о неудачном выборе их исполнителя. Генподрядчик проекта -- строительная компания «СМП ЦЗ» ранее не специализировалась на реставрации каменных исторических памятников. Для работ на мосту были наняты субподрядчики, квалификация которых вызывает сомнения. Сам СМП принадлежит французскому «Винчи» -- одному из крупнейших в мире строительных холдингов с филиалами в десятках стран, включая Россию. Так, холдинг является оператором автомобильных парковок в московском аэропорте Шереметьево. Минувшим летом он заключил с «Росавтодором» концессионный договор на проектирование, строительство и эксплуатацию первого участка платной автомагистрали Москва -- Санкт-Петербург. Среди проектов, реализованных холдингом в разных странах Европы, строительство шоссейных дорог, электросетей, систем водоснабжения и даже фабрики по производству бритвенных станков.

Солидная репутация владельцев не дает оснований для подозрений в финансовых злоупотреблениях при реконструкции моста. Возможно, подрядчика подвел недостаток опыта работы на исторических объектах. Представители АОРКН избегают однозначных выводов. «Не могу утверждать, что в данном случае можно говорить о коррупции. Но приведу цифры: ремонт одного метра моста стоит полмиллиона крон, то есть около 28 тыс. долл.», -- отметил Мартин Кадрман в беседе с «ВН».

На прошлой неделе ситуацию с ремонтом моста изучала прибывшая в чешскую столицу комиссия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Петицию с требованием немедленного прекращения работ, распространенную ассоциацией Мартина Кадрмана в Интернете, к началу февраля подписало более 40 тыс. человек. Однако Национальный институт памятников с этим требованием не согласен. Его эксперты уже отмечают изменения к лучшему в работе строителей и считают, что приостановка работ в зимнее время лишь ухудшит состояние моста. Реконструкцию мостовой и парапетов строители обещают завершить к лету. Затем предстоит следующий этап, который затронет наиболее ценные части моста -- стены и своды.

Виктор ПРУСАКОВ, Прага