Время новостей
     N°15, 01 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.02.2010
Моноплановое задание
Российский истребитель пятого поколения совершил первый полет
Российский самолет пятого поколения впервые поднялся в воздух. Случилось это 29 января в Комсомольске-на-Амуре в 11.19 по местному времени. Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Сергей Богдан. Опытный образец провел в воздухе 47 минут и приземлился на аэродроме предприятия-производителя -- авиационного производственного объединения имени Ю.А. Гагарина (КнААПО).

Общественность впервые увидела, как выглядит до сих пор остававшаяся секретной машина. Ее называют Т-50, хотя самолет больше известен под аббревиатурой, обозначающей тему разработки: ПАК ФА -- перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Этот моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными наружу от продольной оси, сделан в ОКБ Сухого.

Полет прошел успешно, в полном соответствии с полетным заданием. «В ходе полета мы провели первичную оценку управляемости самолета, работы двигателя и основных систем, самолет произвел штатную уборку и выпуск шасси. Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной нами летной программы. Им легко и комфортно управлять», -- отметил Сергей Богдан.

Это первый боевой самолет, спроектированный и построенный в России. Серийными боевыми машинами такого класса располагают только США. Это истребитель F-22 Raptor. Правда, производство их прекращено (каждый обходился в 140 млн долл.), и им на смену готовится перспективный F-35. Кстати, российская и американская концепции по машине пятого поколения существенно отличаются. Такой параметр, как сверхманевренность, изъят из задач, поставленных Пентагоном перед авиаконструкторами. Возлагались надежды на высокоманевренные всеракурсные самонаводящиеся ракеты, которые позволяют уйти от необходимости заходить в хвост противнику в воздушном бою. Наш ПАК ФА во время первого испытательного полета дважды выполнял выпуск и уборку шасси, F-35 этого сделать не удалось.

А начиналось все еще в СССР, в 1981 году в ОКБ Микояна, с самолета И-90, или МФИ -- многофункционального истребителя. Тогда после подъема в воздух новейших МиГ-29, МиГ-31 и Су-27 четвертого поколения среди самолетостроителей царило большое воодушевление, да и обстоятельства требовали идти дальше. МФИ должен был опередить американский проект ATF, завершившийся созданием F-22. Однако распад СССР не позволил осуществить задуманное.

К 2000 году ОКБ Сухого подготовило второй проект истребителя пятого поколения -- С-37, в дальнейшем получивший индекс Су-47, -- с обратной стреловидностью крыла. Впервые поднявшийся в воздух в 1997 году, этот самолет используется сейчас как летающая лаборатория.

Тактико-техническое задание непосредственно на самолет пятого поколения было сформулировано в 1998 году и актуально по сей день. Главные отличия этой машины от предшественников, отражающее суть пятого поколения, -- сверхманевренность, сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме, малая радиолокационная и тепловая заметность (ПАК ФА называют еще «русским стелс»), сокращение стоимости летного часа, уменьшение численности технического состава, объема оборудования для обслуживания самолета, современное бортовое радиоэлектронное оборудование, способность взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 300--400 метров.

Многофункциональный истребитель под эти параметры не подходил. Был объявлен конкурс проектов, в котором в 2002 году победило ОКБ Сухого. Его конструкторы предложили двухмоторный истребитель с взлетным весом до 35 тонн и отвечающий изложенному выше тактико-техническому заданию. Его называли сначала «Изделие 701», затем И-21, в конце концов сошлись на Т-50.

По сравнению с истребителями предыдущих поколений, ПАК ФА обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование позволяет обмениваться данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы. Аппаратура на борту сможет корректировать опасные ошибки летчика при пилотировании.

В этом самолете заложен ряд перспективных авиационных решений, в том числе связанных с материаловедением. В создании машины принимали участие госкорпорации "Роснано" и "Ростехнологии". Композиционные материалы и инновационные технологии, аэродинамическая компоновка, снижение заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе как по воздушным, так и наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях. Кроме того, по словам вице-премьера Сергея Иванова, "это позволяет пилоту самолета снизить значительно нагрузку на себя и концентрироваться только на решении тактических задач, все остальное фактически определяет компьютер".

Наряду с модернизированными авиационными комплексами четвертого поколения, новые самолеты будут определять потенциал российских ВВС в течение ближайших десятилетий. Стоимость новой машины приближается к 3 млрд руб., в серийном производстве планируется выпустить 250 самолетов для ВВС России и столько же для Индии -- партнера России в этом проекте. Предполагается, что российские ВВС примут на вооружение одноместную версию этого самолета, а Индия -- двухместную. Возможна постройка Т-50 для других стран. Затраты на новый самолет значительно возрастут в дальнейшем, поскольку для него требуются сверхсовременные средства управления и связи, вооружение, аэродромное оборудование.

Основной исполнитель работ по новому самолету -- авиационная холдинговая компания "Сухой", всего в кооперацию вошло более сотни предприятий. На самолете установлены новые двигатели с управляемым вектором тяги производства российского НПО "Сатурн". Бортовую радиолокационную систему разрабатывает НИИ приборостроения имени Тихомирова. Новинка будет развивать скорость до 2,1 тыс. км в час и перелетать на расстояние до 5,5 тыс. км. Истребитель оснащен комплексом дозаправки в воздухе.

Первая партия самолетов пятого поколения должна поступить в российские войска (в Липецкий авиацентр) в 2013 году, а в 2015 году начнутся серийные поставки, сообщил премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства. Однако, по словам премьера, в новом самолете "еще многое надо будет сделать, речь идет и о двигателе, и о вооружении". Этой весной летные испытания могут быть продолжены на базе подмосковного Летно-исследовательского института имени Громова.

Разработчики уверены, что новинка превзойдет западные аналоги по критерию "стоимость-эффективность", позволит укрепить оборонную мощь страны и займет достойное место на мировом рынке. После этого полета Т-50 Россия подтвердила статус одной из двух ведущих авиационных держав мира. Только Россия и США имеют собственные летающие машины пятого поколения и способны производить все типы боевых самолетов от легких истребителей до стратегических бомбардировщиков.

Николай ПОРОСКОВ