Время новостей
     N°13, 28 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.01.2010
Пассажир хочет летать «арабами»
Прошлый год был плохим для авиации
Спрос на регулярные воздушные перевозки в 2009 году упал сильнее, чем когда бы то ни было со времен второй мировой войны, говорится в отчете, опубликованном вчера Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). Однако к концу года спрос увеличился, что позволяет экспертам организации смотреть в будущее мировой гражданской авиации с осторожным оптимизмом.

IATA, объединяющая крупнейшие авиакомпании мира, которые в совокупности контролируют более 90% регулярных перевозок по международным маршрутам мира, подсчитала, что спрос на такие услуги со стороны пассажиров в 2009 году сократился на 3,5% по сравнению с 2008 годом. Средний показатель пассажирской загрузки при этом составил 75,6%. Еще сильнее уменьшились заказы на перевозку грузов -- на 10,1% при коэффициенте загрузки 49,1%. То есть свои грузовые провозные мощности авиакомпании в 2009 году не сумели заполнить даже наполовину.

Такого сильного падения спроса за один год мировая авиация не переживала еще ни разу более чем за 60 лет, с конца второй мировой войны. Пассажирский рынок отброшен в развитии на 2,5 года назад, а грузовой -- на 3,5 года, заявил генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни.

В географическом плане наибольший спад пришелся на самые развитые в авиатранспортном отношении регионы мира: Азиатско-Тихоокеанский (-5,6%), Европу (-5%) и Северную Америку (-5,6%), а также на Африку (-6,8%). В Латинской Америке пассажирские перевозки практически застыли на уровне 2008 года: в 2009-м здесь зарегистрирован едва заметный рост на 0,3%. Эксперты IATA считают, что результаты этого региона могли бы быть гораздо более позитивными, если бы не эпидемия свиного гриппа, поразившая некоторые латиноамериканские страны.

Позитивную динамику продемонстрировали авиакомпании Ближнего Востока. Здесь спрос в 2009 году увеличился на 11,2%. По мнению авторов отчета, так случилось потому, что местные авиаперевозчики смогли в течение года предложить пассажирам новые возможности, расширяя свое присутствие на международном рынке, открывая дополнительные рейсы в отдаленные страны.

Данные по России в отчете IATA отдельной строкой не выделены. Однако неполные (за январь--ноябрь 2009 года) сведения, опубликованные «Росавиацией», позволяют сделать вывод, что наш воздушный транспорт развивается значительно хуже, чем ближневосточный, но все же гораздо лучше европейского и американского. Международные перевозки российских авиакомпаний за 11 месяцев 2009 года выросли на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Впрочем, перспективы коллег с других континентов на ближайшее будущее тоже в целом позитивны. IATA сообщает, что в конце года рост спроса на воздушные путешествия отмечен повсеместно, кроме Европы и Северной Америки. Этот рост колебался от 3,1% в Африке до 19,1% в Ближневосточном регионе. Европейцы и американцы в декабре пассажиров потеряли (по сравнению с декабрем 2008 года), но все же меньше, чем в среднем за год: 1,2 и 0,4% соответственно.

Начинающийся 2010 год ставит перед отраслью несколько серьезнейших проблем, сказал г-н Бизиньяни, комментируя опубликованный отчет. «Самое плохое уже позади, но праздновать пока рано», -- считает он. По его мнению, чтобы компенсировать потерю 2,5--3,5 года развития, принесенную 2009 годом, авиакомпании должны приготовиться к работе в спартанских условиях, аккуратно регулируя предложение провозных мощностей в соответствии со спросом и сокращая расходы.

Михаил КУКУШКИН