Время новостей
     N°14, 29 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.01.2010
Перетряхнуть стариной
Давние постановки на новый лад в Большом театре
Начало оперного года в Большом театре выглядит формально буднично (премьер нет, ближайшая -- «Летучая мышь» Штрауса в марте). В то же время сразу несколько подряд заметных дебютов и вводов дирижеров и солистов в спектакли текущего репертуара выглядят методом обновления стиля жизни театра и его гардероба. Словно розочка к платью: если грамотно пришита, может наряд преобразить. Или, напротив, даст повод окончательно от него избавиться.

Приглашения импортных дирижеров на серии спектаклей и дебюты (в том числе участников Молодежной программы Большого) любопытны сами по себе, к тому же они дают повод проверить состояние постановок, которые с разной скоростью, но изнашиваются.

В списке январских спектаклей пока наилучшим образом сохранившейся смотрится «Турандот» в постановке 2006 года Франческо Замбеллы -- Георгия Цыпина: без вводов и дебютов, не без усилия вжатый в скромный размер Новой сцены спектакль остается красивым, академичным, с крепко сбитыми составами и внятным оркестром (за пультом -- Гинтарас Ринкявичюс).

Гораздо заметнее прошла январская серия «Кармен» Дэвида Паунтни -- еще почти свежий спектакль; традиционалистская публика отлично помнит свое раздражение его режиссерским «социальным авангардизмом». Без премьерной ажитации заметно, что спектакль крепко сшит и не разваливается, это очень важно. В нынешних показах поводами для оживления среди публики стали возвращение в спектакль солистки Венской оперы Нади Крастевой (Кармен), выступление новейшей примы Большого Екатерины Щербаченко в партии Микаэлы, дебют в Большом Павла Кудинова (Эскамильо с красивым голосом и европейскими ангажементами) и приглашенный дирижер -- французский специалист с богатым послужным списком Эммануэль Жоэль-Орнак. Надя Крастева снова обезоруживала мастерским вокалом и органичным аристократизмом на сцене -- ни на секунду не «карменским», но приятным слуху и глазу. Щербаченко демонстрировала серьезный вокальный и актерский рост, Роман Муравицкий в партии Хозе мешал обеим. Павел Кудинов куплеты Эскамильо одолел без шика, но был все же заметен вокальной статью. Эммануэль Жоэль-Орнак, не сбавив темпа после превосходно выполненной увертюры, по ходу действия уже не поражал воображение. Хотя своеобразно стильное поджарое звучание партитуры заставило оркестр, хор и солистов как следует подтянуться.

Следующим событием в серии январских обновлений стала «Богема» Пуччини -- старинная премьера 1996 года, бедненькая, скромненькая, с мизансценами в стилистике «входит и выходит». На большой сцене она еще имела какую-никакую «атмосферность», на Новой превратилась в самодеятельный цирк, впрочем, удобный для разного рода дебютных и тренировочных практик. Так спектакль и выглядел (показ 27января): уютным репзалом для дебютанток Большого -- взрослой Вероники Джиоевой (Мими) и юной Анны Крайниковой (Мюзетты). А также для всех солистов (включая лаконичный дебют участника Молодежной программы Бориса Рудака) и оркестрантов, перед которыми встал опытный итальянский профессионал Антонелло Аллеманди. Встал, но так и не смог собрать их всех на сто процентов. Намерения и жест Аллеманди были предельно ясны (это было хорошо видно еще и потому, что барьер оркестровой ямы по просьбе дирижера из акустических соображений опустили). Тем не менее тутти и соло в оркестре сыпались, ансамбли на сцене не звучали. Аллеманди делал «Богему» живой и сдержанной, в архивных тембровых красках, но без тягучей заунывности. Однако осуществить затею качественно не позволила нехватка то ли времени, то ли профессионализма подопечных. Сценический ансамбль был многолюдным, но малосильным. За всех отдувались две дамы. Джиоева, как и ожидалось, пела красиво и аккуратно, ее полетный голос украшал неровную компанию, но это была совсем-совсем не Мими. Не только актерски, но даже стилистически. Анна Крайникова (стажер Болонского оперного театра, где пела в том числе Мюзетту) сделала максимум возможного -- заставила обратить на себя внимание.

Интересная сценически и способная вокально Крайникова в феврале дебютирует в партии Татьяны в «Евгении Онегине» в компании с восходящей звездой Василием Ладюком (дебютный показ 17 февраля, 16-го поет Щербаченко).

В февральском расписании стоит еще дебютный Кавардосси в «Тоске» -- молодой азербайджанский певец со свежей европейской карьерой Юсиф Эйвазов. И два дебюта участниц Молодежной программы Большого театра в «Сказании о невидимом граде Китеже» -- Оксаны Волковой (Отрок) и Венеры Гимадиевой (Сирин).

Главное событие февраля -- возобновление «Волшебной флейты» (игривый спектакль Грэма Вика) со знаменитым английским специалистом по ранней музыке и классицизму Кристофером Мулдсом. Акция эта может вылиться в нечто особенное. Да и перечень солистов -- толчея и удовольствие. Здесь дебюты Альбины Шагимуратовой (Памины) (восходящей звезды международного толка), Лидии Тойшер (Папагены) (англичанки благородного вокального образа и большого мастерства, поет в очередь с Анной Аглатовой), Эндрю Гудвина, Павла Кудинова, Александра Тихомирова, Дмитрия Варгина и целого сонма участников Молодежной программы. Все вместе выглядит проектом, способным дотянуть идею межпремьерного оживления оперы Большого до дельного уровня.

Юлия БЕДЕРОВА