Время новостей
     N°115, 02 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.07.2002
Московские риелторы соревнуются в борьбе за клиентов
Крупные риелторские компании объявляют в последнее время рекламные акции по привлечению клиентов. Одни фирмы (как «Инком-недвижимость», «Миэль», Penny Lane) увеличивают меру своей финансовой ответственности перед клиентом в случае расторжения сделки по суду, другие (например, МИАН) предоставляют скидки на свои и «чужие» услуги. Толчок этому процессу дала отмена в начале года государственной лицензии на предоставление услуг риелторов. Развитию борьбы за клиентов способствует рост доходов населения на фоне стабильно высокого спроса на московские квартиры. По мнению независимых аналитиков рынка, инициативы по привлечению клиентов могут незначительно увеличить количество граждан, доверяющих посредникам из организованного брокерского бизнеса. А примерно 40% человек, желающих совершить операцию с недвижимостью, по-прежнему будут стремиться действовать самостоятельно или через частных маклеров.

Как объявил вчера гендиректор Московского инвестиционного агентства недвижимости (МИАН) Александр Сенаторов, с июля его компания начинает дисконтную программу под названием «Условия для жизни». Всем москвичам, ставшим клиентами МИАН, будут разосланы пластиковые карточки, предъявители которых (карточки неименные) получат 10-процентную скидку на услуги этой компании. Устроить москвичам «Условия для жизни» путем скидок согласились совместно с агентством и другие компании (всего около 20), среди них и офисы Альфа-банка, и магазины сети «Перекресток», «М-видео» и другие.

Директор по маркетингу МИАН Олег Репченко, оценивающий долю своей компании на вторичном рынке московского жилья в 10% (по данным московского комитета по регистрации, в прошлом году было совершено почти 65 тыс. сделок, включая оформление наследства, дарения и проч.), надеется за полгода увеличить клиентскую базу на 5%.

Впрочем, обе эти цифры поставил под сомнение Сергей Елисеев, директор по маркетингу другой крупной риелторской компании -- «Инком-недвижимость». По его словам, «труд брокеров в Москве и без дисконтов недооценен клиентами, учитывая то, что отечественный риелтор работает в условиях крайне сложного, постоянно меняющегося законодательства».

Стоимость услуг московских риелторских компаний включает в себя поиск вариантов размена квартир (подавляющее большинство операций на рынке. - Ред.), проверку юридической чистоты квартиры и сопровождение сделок до получения новых правовых документов на жилье и составляет в среднем 6--8% от суммы недвижимости (у частников обычно в два раза ниже). По словам г-на Елисеева, в США аналогичный набор услуг стоит 8--10%, но эта сумма, как и сам процесс, делится между риелторами, адвокатами и страховщиками -- в России же вся головная боль достается одним риелторам. «У нас ведь несколько редакций о приватизации жилфонда, несколько изменений порядка вступления в права на наследство, а криминальный рынок 1992--1994 годов, а органы опеки, тормозящие сделки, а институт прописки -- очередной барьер...» -- перечисляет г-н Елисеев трудности брокерской деятельности на рынке жилья.

Один из маклеров-одиночек на условиях анонимности в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» назвал рядовых сотрудников риелторских компаний «экскурсоводами, не способными разобраться в имущественных проблемах конкретного клиента, а лишь присутствующими на показе квартир». Г-н Елисеев не стал отрицать подчас низкого профессионального уровня агентов, заметив, впрочем, что «за частником не стоят организованные информационные службы и юристы с научными степенями».

Владислав ДОЛГОВ