Время новостей
     N°115, 02 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.07.2002
Неподсудны
Америка не хочет отвечать ни перед кем
Вашингтон в жесткой форме продемонстрировал мировому сообществу, что намерен диктовать всем правила игры. Урок получился особенно наглядным, потому что касается казалось бы незыблемых основ нового мирового порядка, установившегося после «холодной войны», -- гуманитарных операций и верховенства общечеловеческого права над национальным.

Представитель США в ООН наложил вето на рутинное продление мандата миротворческому контингенту в Боснии и Герцеговине. Вашингтон фактически выдвинул ультиматум: он бойкотирует все миротворчество, если американские военные не получат полного иммунитета от преследований Международного уголовного суда. Под юрисдикцию этого органа, который должен был символизировать торжество идеологии прав человека, подпадают частные лица, обвиняемые в геноциде и преступлениях против человечества (ранее для этих целей создавались спецтрибуналы, например по Руанде и бывшей Югославии). Америка изначально не горела желанием подписывать статут нового суда, и лишь в декабре 2000 года, за считанные дни до крайнего срока, уходящий из Белого Дома Билл Клинтон одобрил-таки документ. Консерваторы-республиканцы считают это миной замедленного действия и местью президенту Бушу. В мае Буш отозвал подпись предшественника, убежденный, что своих граждан за любые преступления имеют право судить только США. Американцы опасаются, что их миротворцы могут преследоваться новым судом по политическим мотивам за, например, использование боеприпасов с обедненным ураном в Ираке и Косово или высотное бомбометание в Афганистане. «Можете вообразить последствия прокурорского расследования операции «Несокрушимая свобода», -- вопрошает высокопоставленный сотрудник минобороны США и приводит гипотетический пример: лейтенант Джон Баллинтайн с трехлетним стажем миротворческих операций патрулирует в Боснии, в броневик летят камни, лейтенант паникует, стреляет -- 12 трупов. Сегодня Пентагон признал бы реакцию Джона на угрозу чрезмерной, но оставил на свободе. А несколько лет спустя, на отдыхе, отставного лейтенанта вдруг арестовывают и везут на суд в Гаагу...

Вашингтон не устраивает стремление Европы отрегулировать мир в стиле ЕС, где правила и законы важнее военной мощи. «Можно ли построить более либеральный международный порядок, стреножив самого мощного его защитника?», -- задает вопрос европейцам газета The Washington Post. Как сказал один европейский дипломат другой американской газете The New York Times, если США получат в отношении решений МУС привилегированное положение, то «страны-изгои будут стрелять пробками от шампанского»: резолюция СБ ООН об иммунитете американских военных может подорвать доверие к новому суду, и любой преступник может ссылаться на это, настаивая на собственном иммунитете и не признавая полномочий МУС. Некоторые американские правозащитники считают, что власти США больше опасаются не за миротворцев, а за собственных политиков: голосовавший в СБ постоянный представитель США при ООН Джон Негропонте, например, был в начале 80-х годов послом в Гондурасе, где при военной поддержке США местная военная хунта совершала массовые убийства граждан.

США грозят вовсе не участвовать в миротворческих миссиях и прекратить их финансирование (четверть всего бюджета). Ранее сенат уже принял законодательство, дающее возможность наказывать страны, сотрудничающие с МУС. Против нажима США категорически выступают Британия и Франция. Очевидно, что открытое столкновение ближайших союзников в Совете Безопасности может привести к проблемам при создании будущих антитеррористических коалиций. Но для США важнее другое: 511 американских миротворцев все еще находятся в Косово, входящей в состав Югославии, которая признала деятельность нового суда. И было бы неприятнейшим для США курьезом, когда в Гааге в одном здании судят Милошевича (трибунал по бывшей Югославии), а в другом (Международный уголовный суд) -- американских пилотов, разбомбивших телецентр в Белграде.

Как бы то ни было, европейцам придется теперь срочно доказывать, что они способны и сами, без участия капризных американцев, справиться с миротворческими задачами на собственном континенте. Совбез в воскресенье продлил действие мандата на 72 часа, за это время необходимо срочно найти выход. Вчера в брюссельской штаб-квартире НАТО прошло экстренное заседание Североатлантического совета, на котором обсуждалась ситуация. «Точка зрения НАТО ясна: операции СФОР (силы по стабилизации в Боснии. -- Ред.) продолжатся, а Альянс по-прежнему готов работать во имя стабильности и безопасности в Боснии на базе Дейтонских соглашений, договора о статусе СФОР и своих ранее принятых решений, -- заявил газете «Время новостей» представитель пресс-службы НАТО Роберт Пчшель. -- Совет надеется, что нью-йоркские дискуссии в ООН приведут к позитивным решениям».

Другой высокопоставленный источник нашей газеты в штаб-квартире НАТО сообщил, что «решение США касается исключительно американцев, приписанных к миссии ООН в Боснии, военный же персонал СФОР осуществляет миссию на основе мандата, выработанного Дейтонскими соглашениями». Американские граждане в миссии ООН заняты обучением боснийских полицейских. Их численность составляет 1,5 тысячи человек. В составе же СФОР численность американцев -- 3,1 тысячи человек. Но об их судьбе информация пока не распространялась. Представители правительства Боснии и Герцеговины выразили глубочайшую озабоченность развитием ситуации, подчеркнув, что силы по стабилизации являются ключевым гарантом мира в стране.

Стоит напомнить, что 1 января 2003 года ооновскую миссию в Боснии должна была заменить полицейская миссия Евросоюза. Как сообщила газете «Время новостей» Кристина Галлах, уполномоченный Верховного представителя ЕС по общей внешней и оборонной политике Хавьера Соланы, ее шеф ведет интенсивные переговоры с Генсеком ООН и европейскими столицами о скорейшем начале работы миссии Евросоюза. Г-жа Галлах заверила, что в течение двух-трех дней ответ ЕС на этот вызов будет выработан: «Для европейцев очевиден приоритет стабилизации на Балканах. Также очевидно, что европейцы могут и должны адекватно отреагировать на сложившуюся ситуацию».

Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Андрей ЗЛОБИН