Время новостей
     N°8, 21 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.01.2010
Со скидкой на кризис
Эксперты не уверены в восстановлении отечественного авторынка в этом году
Если прошлогоднее падение фактически сократило вдвое российский рынок продаж автомобилей, то уже в текущем году, по прогнозам аудиторско-консалтинговой PricewaterhouseCoopers (PwC), количество приобретаемых в стране автомобилей может вырасти на 15%. Впрочем, на фоне успехов отечественного рынка в прежние годы эти цифры смотрятся более чем скромно. Кроме того, в PwC отмечают, что авторынок в России является крайне непредсказуемым и при определенных обстоятельствах вместо обозначенного роста можно ожидать пятипроцентное падение.

В опубликованном вчера докладе о перспективах российского автомобильного рынка аналитики PwC предложили два наиболее вероятных сценария развития отрасли. Так, по одному из них 2010 год может дать существенный прирост -- с нынешних 1,47 млн до 1,6 млн машин к концу года. Эксперты компании отмечают, что основными факторами, способными поддержать уровень продаж, являются господдержка спроса и программа утилизации старых автомобилей, которые могут позволить частично компенсировать затраты на приобретение личного транспорта. Средняя цена последнего на этот год в докладе оценивается в 22 тыс. долл. (по оптимистическому сценарию). Оговоримся, что согласно пессимистическому сценарию, представленному в докладе аудиторско-консалтинговой компании, средняя стоимость автомобиля составит 20,5 тыс. долларов.

Впрочем, как полагают в компании, эти немногочисленные плюсы могут быть легко нивелированы. В частности, за счет снижения скидок автопроизводителями и высоких ввозных пошлин на автомобили. «Негативные последствия глобального кризиса для российского автомобильного рынка оказались одними из самых заметных в мире, поскольку сильная зависимость от импорта автомобилей и предшествующий существенный рост рынка сменился быстрым ослаблением рубля, увеличением процентных ставок по кредитам и падением потребительской уверенности», -- говорится в докладе PwC. Кроме того, по мнению аналитиков, в текущем году сохранится значительный уровень неопределенности относительно динамики обменного курса рубля и размера процентных ставок, объемов автокредитования в стране и уровня потребительской уверенности граждан. Поэтому движение автомобильного рынка России и в 2011-м во многом будет зависеть от эффективности программы антикризисных мер правительства, состояния мировой экономики, цен на сырьевые товары и роста российского ВВП. При развитии негативного сценария количество продаваемых автомобилей может упасть до 1,3 млн. В крайнем случае в текущем году мы сможем рассчитывать лишь на небольшой рост.

Тем не менее в более отдаленной перспективе, по мнению экспертов PwC, количество продаваемых в нашей стране машин все же начнет увеличиваться. «Российский автомобильный рынок, который обладает достаточно развитой инфраструктурой дилерских сетей и логистики, может относительно быстро «конвертировать» общий экономический рост в быстрый подъем автомобильного рынка», -- отмечается в докладе. Причем примерно к 2025 году, если страна вновь не столкнется с кризисом подобного масштаба, количество продаваемых машин увеличится почти втрое, и насыщение рынка достигнет уровня 400 автомобилей на 1000 человек.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ
//  читайте тему  //  Автопром