Время новостей
     N°6, 19 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.01.2010
Не надо столько
Автопроизводители готовы к слияниям и поглощениям
Мировые производители автомобилей ожидают, что ситуация в отрасли стабилизируется в течение ближайших пяти лет. Об этом свидетельствует ежегодное исследование международной компании KPMG, результаты которого были обнародованы сегодня. Свои надежды на рост автомобильные компании связывают с развивающимися странами. Для рынков Северной Америки, Западной Европы и Японии, по мнению экспертов, будут характерны избыток производственных мощностей и низкая рентабельность. Россия, хотя ее традиционно причисляют наряду с Бразилией, Индией и Китаем к группе растущих рынков БРИК, в данном случае будет развиваться по европейско-американскому, то есть не очень успешному, сценарию.

В силу глобального избытка производственных мощностей, а также исходя из необходимости внедрения более совершенных технологий, руководители компаний прогнозируют в отрасли увеличение количества сделок по слияниям и поглощениям.

Общее настроение профессионалов, с которыми консультировалась KPMG, можно назвать осторожно-оптимистическим. Большинство прогнозируют стабилизацию в течение следующих пяти лет, новые инвестиции и рост, несмотря на то, что процесс выхода из кризиса пока не завершился. Вместе с тем они отметили, что продолжают сталкиваться с экономическими трудностями, включая высокий уровень безработицы, все еще тяжелые кредитные условия и недостаточную ясность относительно результатов новых мер программ государственного стимулирования экономики. Опрошенные топ-менеджеры считают, что рентабельность отрасли будет в обозримом будущем под вопросом: лишь чуть более четверти респондентов ожидают увеличения прибыли автопроизводителей, почти 40% процентов полагают, что прибыль останется на прежнем уровне, а 33% прогнозируют ее сокращение.

На всех развивающихся рынках, включая страны Восточной Европы и Россию, ожидается рост. Однако его темпы в разных регионах будут неодинаковы. Среди компаний, которые увеличат свою долю рынка в течение следующих пяти лет, менеджеры автоконцернов назвали как новых китайских и индийских автопроизводителей, так и уже существующих игроков автомобильного рынка -- Kia/Hyundai, Toyota, Honda и Volkswagen. Экспортный потенциал России они оценивают как низкий (не более миллиона автомобилей за пять лет). В то же время продажи на внутреннем рынке значительно возрастут. На увеличение доходов от продажи машин в России рассчитывают в течение следующих пяти лет 40% опрошенных. В Бразилии, например, этот показатель равен 30%. По отношению к Северной Америке подобный оптимизм испытывают лишь 21,5% менеджеров.

Почти три четверти участников опроса считают, что количество объединений, слияний и поглощений среди автопроизводителей вырастет в течение следующих пяти лет. Значительное большинство также полагает, что их количество увеличится среди поставщиков первого уровня (чуть более 70%), поставщиков второго уровня (56%) и дилеров (52%). Среди причин будущих слияний чаше всего называют слишком высокий уровень задолженности компаний и риск банкротства (89%), доступ к новым технологиям и продуктам (84%), потенциальные преимущества объединения производственных процессов (83%) и доступ к новым рынкам и покупателям (82%).

Несмотря на значительное сокращение производственных мощностей в последние несколько лет, их избыточность продолжает беспокоить руководителей. Более одной трети респондентов говорят, что в США избыточность мощностей составляет от 11 до 20%, а другая треть участников говорит, что превышение находится в диапазоне от 21 до 30%. У респондентов также вызывают тревогу растущие мощности в странах БРИК. В Бразилии и Индии в среднесрочной перспективе также произойдет существенное перепроизводство автомобилей. Подавляющее большинство респондентов указывает на наличие избыточных производственных мощностей в Западной Европе и Японии: 81 и 75% соответственно. И хотя в настоящее время только 7% руководителей наблюдают избыточные мощности в Китае, 33% обеспокоены развитием этой ситуации через 3--5 лет, а 31% -- через 6--10 лет. В России проблема перепроизводства может быть актуальна также не ранее чем через пять лет.

В ходе исследования KPMG International, проведенного в конце прошлого года, были опрошены 200 руководителей, представляющие производителей и поставщиков автомобильной отрасли из 24 стран мира. В частности, респондентами стали компании из США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Индии, Китая, Японии, Испании, России, Италии, Швейцарии, ЮАР и Австралии.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Автопром