Время новостей
     N°5, 18 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2010
Быстрое повешение или медленное умирание
Иракские курды спасают одного генерала и казнят другого по одному и тому же делу
В Ираке скоро будет казнен еще один сподвижник Саддама Хусейна, свергнутого американцами в марте 2003 года. Новым властям остается лишь определиться, что политически выгоднее: повесить двоюродного брата бывшего президента до парламентских выборов 7 марта либо сделать это уже после голосования. 68-летний Али Хассан аль-Маджид, о котором идет речь, был одним из самых жестких сподвижников Саддама. Генерал отвечал за усмирение мятежников -- курдов на севере страны в середине 1980-х годов и мусульман-шиитов на юге в начале 1990-х.

В прошлые времена он получал за это продвижение по службе, а вчера -- свой четвертый смертный приговор в течение трех лет судебных разбирательств по другим делам (первый вердикт был в 2007 году). Так что казнить его могли и раньше, как это уже произошло с Саддамом в декабре 2006 года и в 2007 году с тремя другими его соратниками. Все они обвинялись в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Однако курды из поселка Халабджа, что на севере Ирака в Курдистане, выдвинули еще одно обвинение против генерала и добились еще одного суда над ним. В марте 1988 года в этом населенном пункте погибло более 5 тыс. жителей от воздушной атаки с применением химического оружия. Одна из родственниц жертв -- 45-летняя Назик Тауфик пришла вчера на судебное заседание и, как только судья приступил к чтению приговора, встала на колени в молитве. Журналистам она сказала, что довольна приговором, благодаря которому «души убитых наконец обретут покой».

Багдад позже безуспешно пытался обвинить в этом преступлении иранских военных, ведь бомбежка случилась под конец ирано-иракской войны, а поселок находится недалеко от границы с Ираном. Однако прозвище Химический Али с тех пор стойко закрепилось за иракским генералом Али Хассаном аль-Маджидом. Вместе с ним вчера были осуждены еще трое человек. Крупный чин в военной разведке 62-летний Фархан аль-Джибури получил десять лет тюрьмы. Его шеф 60-летний Сабир ад-Дури -- 15 лет. Такой же приговор вынесен бывшему министру обороны 65-летнему Султану Хашиму ат-Таи (на снимке).

Министру тем не менее все-таки грозит смертная казнь, к которой он был приговорен вместе с Химическим Али еще в 2007 году по делу об истреблении курдов в 1980-е годы, когда Багдад проводил многолетнюю операцию «Трофеи» (по-арабски «Анфаль») по усмирению курдского меньшинства в Ираке. Однако этого генерала в отличие от его коллеги еще могут спасти от виселицы сами курды. Выяснилось, что министр обороны за время пребывания на своем посту сумел оказать некие важные услуги курдским политикам. Против его казни выступает иракский президент, курд по национальности Джаляль Талабани. Такую же позицию занимают вице-президент араб Тарик аль-Хашими и другие мусульмане-сунниты, поддерживающие в лице бывшего министра своего единоверца. Так что хотя премьер Нури аль-Малики, являющийся по вероисповеданию мусульманином-шиитом, настойчиво добивается казни генерала, без одобрения президентского совета она состояться не может.

Защита Султана Хашима ат-Таи напоминает о том, что в сентябре 2003 года он после деликатно проведенных переговоров, длившихся несколько недель, сдался американским войскам в обмен на «защиту и хорошее обращение». Многие иракские политики считают, что министр был «солдатом, выполнявшим приказы» и «не принимавшим политических решений». Обозреватель «Времени новостей» в свое время брала интервью у министра, действительно производившего впечатление служаки, не стремившегося к участию в политических интригах.

Еще один известный иракский политик из окружения Саддама уже избежал смертной казни, хотя едва на днях не умер в американской тюрьме в Багдаде. Это бывший вице-премьер 73-летний Тарик Азиз, приговоренный в 2009 году к 15-летнему сроку заключения. В минувшую пятницу, 15 января, на фоне нескольких тяжелых болезней (диабет, сердечная недостаточность, гипертония) у него случился инсульт. Арестант утратил способность к речи. Бывший заместитель Саддама, за освобождение которого хотя и не слишком активно, но все-таки выступали многие российские политики и бизнесмены (он курировал отношения с Россией и влиял на распределение нефтяных и других контрактов), помещен в больницу в пригороде Багдада.

Елена СУПОНИНА