Время новостей
     N°5, 18 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2010
В январе не до санкций
Иран получил отсрочку благодаря одному из членов Совбеза
Совет Безопасности ООН до конца января не ужесточит санкции против Ирана за его отказ приостановить ядерные разработки. Причина в том, что против ужесточения санкций выступает Китай, а он в текущем месяце председательствует в Совбезе. Однако уже в феврале, когда бразды правления перейдут к Франции, ситуация наверняка изменится. Ведь США и Евросоюз настаивают на ужесточении давления на Тегеран.

Состоявшаяся 16 января в Нью-Йорке встреча международной «шестерки» по иранской ядерной проблеме (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия) подтвердила сохранение разногласий в рядах мирового сообщества. Китай сомневается в эффективности новых санкций, не проявляет энтузиазма и Россия. В 2006--2008 годах Совбез ООН принял три резолюции о санкциях, но они не заставили Тегеран приостановить ядерную программу или хотя бы сделать ее прозрачной.

Как рассказал сейчас в Нью-Йорке журналистам заместитель главы российского МИДа Сергей Рябков, «мы будем смотреть, какие дополнительные меры можно разработать в интересах стимулирования политического и дипломатического решения этой проблемы». «Это, я подчеркиваю, не означает, что мы решили что-то в плане принятия санкций», -- добавил дипломат. По его словам, встреча, открывшая «новую главу этой саги», продолжалась два с половиной часа.

А вот представитель Китая с журналистами не пообщался. Пекин оказался единственным, кто делегировал на заседание дипломата не очень высокого ранга -- всего лишь сотрудника представительства при ООН. Наблюдатели сразу же усмотрели в этом нежелание Китая решать вопрос о санкциях. Ранее в январе китайский постпред при ООН Чжан Есуэй заявил, что «сейчас не самое подходящее время для новых санкций», поскольку «прилагаются дипломатические усилия по наведению мостов и преодолению разногласий» в вопросе о ядерной программе Тегерана.

«Китай теснее других участников международных дискуссий по Ирану связан с этой страной экономически», -- объяснила «Времени новостей» завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. Она напомнила, что в ноябре 2009 года китайцам были предложены дополнительные выгодные соглашения по разработке иранских нефтегазовых месторождений: «Причем эти предложения поступили за пару дней до того, как был обнародован доклад Международного агентства по атомной энергии об Иране». Напомним, что доклад МАГАТЭ, критиковавший Иран за недостаточное сотрудничество, является главным аргументом для сторонников ужесточения санкций.

Наша собеседница добавила, что «Китай нуждается в энергоресурсах, поскольку его в меньшей степени затронул мировой кризис»: «Иран с великолепной по качеству нефтью и газом представляет собой надежный источник для снабжения Китая энергоресурсами. Китайцы также все больше интересуются Ираном как рынком сбыта для своих товаров, учитывая его устойчиво растущий валовой внутренний продукт».

США и западноевропейские державы настаивают на ужесточении давления на Тегеран. «Мы продолжим поиски переговорного решения, но рассмотрение иных дальнейших мер также началось», -- заявил на нью-йоркской встрече политдиректор Евросоюза Роберт Купер. Он обвинил иранцев в том, что они не выполняют уже достигнутые договоренности, в том числе о дообогащении иранского урана за пределами страны (в частности, в России) с последующим его использованием в тегеранском исследовательском реакторе для производства медицинских изотопов. «Иранцы осенью предварительно согласились с проектом обогащения своего урана за пределами страны, но затем ужесточили позицию явно по внутриполитическим соображениям: правящее крыло духовенства испугалось ослабить позиции уступками мировому сообществу», -- отмечает Нина Мамедова. По ее словам, «Россия по-прежнему считает, что санкции не решат проблемы, и требуется дипломатическое искусство, чтобы убедить Иран пойти на значительные подвижки». «Для правящей иранской элиты в условиях разгорающейся острой политической борьбы важно, чтобы соглашение с международным сообществом можно было подать как взаимовыгодное решение, а не как победу мира над Ираном», -- подчеркивает эксперт «ВН».

О сохраняющихся разногласиях в «шестерке» может свидетельствовать и тот факт, что встреча в Нью-Йорке за два дня до ее проведения была внезапно отменена по неизвестным причинам, но затем все же созвана. Неясна и дата следующей встречи «шестерки»: западные источники сообщают лишь о том, что участники уже выработали «планы контактов, причем в ближайшей перспективе».

Петр ИСКЕНДЕРОВ