Время новостей
     N°113, 28 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.06.2002
Академия ветеранов
На Московском кинофестивале запустили «Орлов»
В среду в рамках Московского международного кинофестиваля на «Мосфильме» вручали первых «Золотых орлов». Церемония награждения превратилась в международную презентацию новой Академии кинематографических искусств и наук, возглавляет которую официально Владимир Наумов, а организовал и вдохновил Никита Михалков по воле пославших его, то есть съезда СК РФ.

Никита Михалков придает этой церемонии столь важное значение, что пошел даже на некоторое изменение регламента. Обычно жюри смотрит конкурсные картины на вечерних просмотрах вместе с публикой. Но ради того, чтобы уважаемые члены жюри (в том числе хозяин места проведения праздника Карен Шахназаров) смогли принять участие в торжестве, они посетили утренний просмотр для прессы, общаться с которой им вроде не полагается. Ничего страшного не случилось, папарацци не растерзали судей, но приоритеты понятны -- и что, по-вашему, важнее всего на фестивале?

Впрочем, в премиальном раскладе особо придраться не к чему. Как и сообщала прежде газета «Время новостей», первого «Золотого орла» за вклад в мировое киноискусство посмертно присудили Андрею Тарковскому. Вручили статуэтку его сыну, специально прилетевшему за этим в Москву. Другим режиссером, удостоенным новоиспеченной награды, стал Бернардо Бертолуччи. Его старый фильм «Последнее танго в Париже» до сих пор настолько популярен в России, что даже в интернет-магазинах кассеты с ним постоянно заканчиваются -- таким спросом пользуются у покупателей.

Французский композитор Мишель Легран, в отличие от Бертолуччи, даже лично прибыл на церемонию, хотя и на десяток лет его постарше. Основа его российской славы, конечно, «Шербурские зонтики» -- популярнейший мюзикл шестидесятых годов. Легран знает, что у нас его особенно любят -- два года назад он возглавлял жюри фестиваля «Славянский базар» в Витебске и был там встречен публикой с невероятным энтузиазмом.

Из ныне живущих отечественных кинематографистов «Орлов» получили тоже люди заслуженные и чрезвычайно достойные -- Федор Хитрук, создавший основной бренд российской мультипликации, а также актеры Георгий Жженов и Татьяна Самойлова. Именно Самойлова стала в эпоху оттепели лицом русского кинематографа на Западе, где высоко оценили фильм «Летят журавли». Жженов же, отсидевший в советских лагерях, -- в некотором роде символ восстановленной справедливости.

Однако в этом списке весьма достойных имен есть один очевидный недостаток: уж слишком он выдает вкусы и возраст почтенных академиков. Дело не только в том, что они выбирают кумиров своей молодости, но и в том, что они демонстрируют свое нежелание смотреть вперед, искать в современности жизнеспособные тенденции... Если бы академии было сто лет, такой выбор был бы еще оправдан. Но начато НОВОЕ дело, и если суть его не в получении всеми важными пенсионерами СК РФ добавки к незначительным пенсиям, а в поисках пути для оживления кинопроцесса, то такое начало -- крупный стратегический просчет.

Получается, что академики не видят в современном кинематографе ни одного явления или персонажа, не выделенного уже другими игроками на этом поле, которого им хотелось бы поощрить, и единственной их целью является дань уважения персонам, и без того отмеченным людьми и эпохой. Ну и зачем тогда нужна еще одна такая институция? Только лишь для удовлетворения личных амбиций?

Академия уже обратилась к правительству с просьбой перенести День российского кино на последнюю пятницу сентября, чтобы вручение «Орлов» имело подобающий статус. Есть в этой просьбе, на мой взгляд, что-то беспардонное, но если правительство решит вопрос в пользу академии, то не превратится ли российское кино в именно что Пантеон, но не тот, что собрал олимпийских божеств, а тот, что находится в Париже, за Латинским кварталом?

Алена СОЛНЦЕВА