Время новостей
     N°111, 26 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2002
Имя еды
ЕС защищает любимые названия
Еще один всемирно известный продукт получил судебную защиту от повсеместной имитации. Отныне «пармезаном» может называться только итальянский сыр Parmigiano Reggiano, произведенный в окрестностях городов Парма и Реджо-нель-Эмилия (отсюда название сыра). Таково решение Европейского верховного суда. Более того, даже если сыр произведен на родине «пармезана» (а географическое происхождение знаменитого продукта определено итальянским законом 1955 года), но является лишь дешевой имитацией, он не имеет права претендовать на высокое имя.

«Пармезан» впервые сварен в районе Пармы в 1100 год, и придумали этот долго хранящийся сыр монахи -- чтобы не отнимать время от молитв. В 1996 году марка сыра Parmigiano Reggiano зарегистрирована в ЕС, а в 1999 году итальянские власти начали процесс против компании Nuova Castelli SpA (из города Реджо-нель-Эмилия!), поставляющей во Францию тертый сыр «пармезан», составленный из нескольких местных сыров за исключением дорогого и изысканного Пармиджано Реджано. Европейский суд не принял во внимание доводы защиты Nuova Castelli SpA о том, что переведенное с итальянского название «пармезан» не зарегистрировано, а итальянское законодательство не касается продуктов, продаваемых за границей. Нынешнее постановление суда итальянский министр сельского хозяйства Джованни Алеманно уже назвал «важным решением, которое поможет защитить потребителя и уникальные национальные продукты».

Богатые страны Евросоюза последовательно и успешно продолжают практику защиты торговых марок, имеющих столетние корни. Отстояли свои права алкогольные напитки, произведенные во французских провинциях Шампань и Коньяк, и немецкое пиво Dortmunder. Пару лет назад Европейский суд признал правоту производителей вина из Испании, которые настаивали, что только вино, сделанное и разлитое в провинции Риоха, может носить на этикетке это имя (Бельгия для экономии планировала импортировать и разливать у себя это знаменитое вино). В прошлом месяце ЕС подписал масштабное торговое соглашение с Чили -- как одно из условий латиноамериканская страна согласилась убрать с этикеток своих популярных в мире вин названия «бордо», «шампанское», «бургундское».

Сегодня Евросоюз собирается предложить на заседании ВТО идею создания до конца 2003 года глобального регистра продуктов с уникальной географической привязкой. Эту инициативу поддерживают развивающиеся страны -- Индия, Пакистан, Шри Ланка, Куба, Таиланд, Кения, Молдавия и др.). «Географические индикаторы» помогут защитить столетние традиции местных производителей от иностранных имитаторов и гарантировать происхождение высококачественных и освященных историей продуктов, таких, как чай «Дарджилинг» из Индии, жасминовый рис из Таиланда, художественная бумага из Китая. «Это возможность для Евросоюза и развивающихся стран рука об руку сотрудничать в ВТО для защиты высококачественной сельхозпродукции и культурного наследия», -- заявил комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами. С вступлением России в ВТО, к которому так настойчиво призывает российский президент, появится шанс на защиту своих прав у знаменитых оренбургских пуховых платков, вологодского масла и русской водки.

Андрей ЗЛОБИН