Время новостей
     N°234, 18 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2009
Стратегическое торможение
Медведев и Обама не подпишут договор в Копенгагене
Подписание нового российско-американского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) «едва ли произойдет в Копенгагене», сообщил вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров. Как раз сегодня к завершению конференции ООН по климату в датскую столицу приезжают президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама. Однако им не удастся воспользоваться этой возможностью, чтобы поставить подписи под новым договором, -- документ еще не готов.

Встреча президентов, тем не менее, состоится - как поясняют в Кремле, она пройдет по завершении климатического саммита. И, очевидно, вопрос о новом соглашении по СНВ станет главным в беседе гг. Медведева и Обамы, каждому из которых важно довести до успеха эти переговоры.

Глава российской дипломатии вчера пояснил: «В последнюю пару дней мы заметили торможение в позиции американских переговорщиков... которые ссылаются на необходимость получения дополнительных указаний». Он подчеркнул, что «российская команда к работе готова». Российский министр упрекнул американцев в торможении важных переговоров на следующий день после того, как в среду высокопоставленный чиновник администрации президента США на условиях анонимности сказал журналистам, что переговоры по СНВ продолжатся в 2010 году. Примечательно, что еще днем раньше помощник госсекретаря Филип Кроули говорил, что подписание нового договора между США и Россией до конца текущего года остается целью Москвы и Вашингтона.

Вчера под вечер на выступление российского министра откликнулись официальные лица в Вашингтоне. Пресс-секретарь Белого Дома Роберт Гиббс заявил, что переговоры с Россией будут продолжаться, «пока дело не будет сделано», при этом со стороны США «никакого замедления нет». А представитель госдепартамента США Роберт Вуд сказал журналистам, что американская сторона не знает, будет ли новый договор заключен до конца нынешнего года. «Мы не знаем, будет это сделано или нет, -- приводит его слова ТАСС. -- Я бы совсем не хотел пытаться обозначать здесь какие-то сроки». Вуд добавил, что один из главных нерешенных вопросов -- меры проверки выполнения обсуждаемого соглашения.

Сергей Лавров вчера признал, что «кое-что, однако, остается дорешать». Он пояснил: «Хотим руководствоваться в решении остающихся вопросов четкими указаниями наших президентов, встретившихся на саммите в июле в Москве и согласовавших принципы, которыми должны руководствоваться переговорщики». Тогда гг. Медведев и Обама предварительно договорились уменьшить число стратегических носителей до 500--1100 единиц с нынешних 1600. При этом ядерных боезарядов у каждой стороны должно быть не более 1500--1675. По данным американского «Бюллетеня ученых-атомщиков», у России сейчас 2790 боезарядов, а у США -- 2200.

Глава думского комитета по международным делам Константин Косачев разъяснил вчера журналистам, что «ни с американской, ни с российской стороны нет никакой игры по торможению переговорного процесса». Политик дал свое объяснение возникшей паузы на переговорах в Женеве: «Американцы ссылаются на то, что ждут инструкций из Вашингтона, где, по-видимому, происходит межведомственное уточнение переговорных позиций». Г-н Косачев полагает, что торопиться тут не следует: «Сможем ли мы подписать документ до конца этого или в начале следующего года, никто не скажет. Самое главное не дата подписания договора, а то, чтобы он получился реально работающим для обеих сторон. Отсюда столь тщательный подход».

Новый договор по СНВ призван заменить подписанный Москвой и Вашингтоном в 1991 году Договор СНВ-1, срок действия которого завершился 5 декабря. В тот день президенты России и США в совместном заявлении пообещали продолжить сотрудничество в духе истекшего договора и придать дополнительный импульс женевским переговорам, с тем чтобы завершить подготовку нового договора «в ближайшее время». Тогда пресс-секретарь Гиббс допускал, что новый договор может быть подписан к 10 декабря -- перед вручением Нобелевской премии мира президенту Обаме. В эти сроки уложиться не удалось, после чего мировые СМИ начали обсуждать вероятность заключения договора во время пребывания лидеров США и России в Копенгагене.

Вчера Сергей Лавров рассказал, что российская сторона будет прикладывать усилия, чтобы добиться «максимально возможных глубоких сокращений СНВ» и «обеспечить такие механизмы, которые были бы адекватны новому, а не старому договору, которые были бы облегченными и менее затратными». Зафиксированный в Договоре СНВ-1 механизм контроля и инспекций Россия считает ныне чрезмерно строгим и сложным. Министр посоветовал американским переговорщикам «избавляться от ненужной подозрительности», сославшись при этом на заявленное президентами двух стран стремление строить между Россией и США новые отношения -- «доверительные, уважительные и равноправные».

«Делегации в Женеве работают упорно, но на переговорах остались позиции, для согласования которых нужно политическое решение руководства двух государств», -- сказал «Времени новостей» замдиректора Института США и Канады РАН Павел Золотарев. Он предположил, что первая проблема касается числа носителей, «ведь первоначально президенты определили очень широкий диапазон -- от 500, на чем настаивали мы, до 1100 единиц, чего хотели американцы», хотя потом в Женеве «вроде бы договорились до 800, потом до 700 носителей». Два следующих вопроса связаны с мерами контроля -- количеством инспекций и с тем, надо ли обмениваться телеметрической информацией о пусках ракет. Эксперт заметил, что в США сейчас не разрабатывают новых ракетных систем, поэтому получается, что такую информацию должны давать только мы. По мнению нашего собеседника, «трагедии в нынешней ситуации нет, как нет и необходимости в конкретном сроке подписания договора». Тем не менее заключить его следовало бы до мая 2010 года, когда состоится проводимая раз в пять лет конференция ООН по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия. «Обе стороны хорошо понимают, что новый договор по СНВ нужен не только России и США, но и для противодействия реальной угрозе распространения ядерного оружия. По этой причине Москве и Вашингтону непременно надо обозначить, что два государства, обладающих огромными ядерными арсеналами, движутся по пути их сокращения», -- заключил эксперт «Времени новостей».

Борис КАЙМАКОВ, Александр САМОХОТКИН
//  читайте тему  //  Россия и США