Время новостей
     N°234, 18 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2009
Приборы дадут показания
Владимир Путин объяснил, как правильно оплачивать коммунальные услуги
Вчера на заседании правительства министры рассмотрели изменения государственной тарифной политики в инфраструктурном секторе, а также подвели итоги реализации федеральных целевых и федеральных адресных инвестиционных программ (ФЦП и ФАИП).

Прежде чем перейти к повестке, премьер Владимир Путин напомнил о «важнейших вопросах, стоящих перед правительством», а именно о переходе к электронным торгам как антикоррупционной мере (утвержден список из 23 позиций, обязательных для закупок путем интернет-технологий) и о запуске электронного единого портала государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, глава правительства напомнил своим министрам, что до конца декабря нужно полностью завершить подготовку нормативных актов, необходимых для исполнения федерального бюджета на 2010 год: «Мы должны открыть финансирование бюджетных программ в январе без всяких проволочек, пауз и задержек».

Это актуально и в свете одного из вопросов вчерашней повестки -- итогов реализации ФЦП и ФАИП за девять месяцев этого года. Как обычно, ведомства не смогли наладить равномерное освоение средств. В итоге за три квартала в рамках 51 ФЦП было потрачено лишь 59,6% от запланированных 840,1 млрд руб., а на 1 декабря объем перечисленных из федерального бюджета достиг 73,4%. Впрочем, обе цифры значительно лучше аналогичных прошлогодних показателей, когда за месяц до окончания года было потрачено лишь 61,6%.

Владимир Путин в целом оценил промежуточные итоги как удовлетворительные: «А в некоторых случаях мы можем даже говорить о значительных результатах -- это касается, например, окончания строительства ряда крупных дорожных объектов. Тем не менее из-за проблем, вызванных глобальным экономическим кризисом, нам пришлось провести корректировку многих программ. Сейчас нужно жестко контролировать качество реализации, не допускать отставания от утвержденных графиков и ни в коем случае не распылять средства», -- поставил задачи глава кабинета.

Накануне заседания источник в правительстве заявил, что за две недели декабря -- опять же как обычно -- должен произойти прорыв в освоении средств, и по итогам года запланированные объемы будут исчерпаны более чем на 90%. Стоит отметить, что до кризиса государство собиралось переходить к долгосрочным целевым программам как основному механизму развития экономики, а ФЦП считаются переходным инструментом. Но, видимо, в сложные времена от добра добра не ищут, и в следующем году программ станет больше -- 54. Уже сформировано 17 поручений о разработке ФЦП на 2011 год. Кроме того, в правительстве все еще нет единой точки зрения -- в чем должна быть разница между федеральными и долгосрочными целевыми программами.

Что касается основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе, премьер предложил «взглянуть на вопрос шире и рассмотреть концептуальные подходы к регулированию тарифов». Г-н Путин тут же сам и озвучил концепцию -- разумный баланс между интересами поставщиков услуг и потребителей: «Мы должны добиться, чтобы тарифы устанавливались по понятным и прозрачным методикам, а их уровень был бы экономически обоснованным и необременительным для граждан и для экономики». Еще одной, безусловно, основополагающей аксиомой должен стать принцип оплаты по факту потребления: «Все счета должны выставляться только по показаниям приборов учета, чтобы люди не переплачивали зря за то, что они не потребляют». Под этой концепцией, озвученной г-ном Путиным, подпишется каждый россиянин.

Впрочем. проект основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе, разработанный и внесенный Минэкономразвития, учитывает интересы не только граждан, но и частного бизнеса: одна из целей документа -- снятие инфраструктурных ограничений. Для естественных монополий план предлагает постепенное уменьшение объема перекрестного субсидирования и совершенствование тарифной политики, переход к установлению долгосрочных тарифов, а также меры по развитию конкурентных отношений в регулируемых секторах, защиту интересов потребителей, совершенствование деятельности регулируемых организаций, энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Одним из важных пунктов значится использование долгосрочного контракта на покупку потребителем фиксированного объема товаров или услуг субъекта естественной монополии -- система «бери или плати», столь любимая «Газпромом», постепенно завоевывает все больше почитателей среди естественных монополий. Зато желающим со временем обещают предоставить возможность самостоятельно осуществить часть работ, связанных с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения -- при условии соблюдения установленных технических регламентов и прочих обязательных требований. Также уже в ближайшем будущем будут повсеместно внедрены стандартные условия подключения к инженерным сетям и применение типовых договоров. Пока такие договоры за редким исключением индивидуальны, что создает простор для коррупции.

Юлия МИРОНОВА