Время новостей
     N°233, 17 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.12.2009
КТК уже расширяется
Участники проекта планируют вдвое увеличить его мощность
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) станет в два раза мощнее. На прошедшем вчера собрании акционеров были подписаны все необходимые документы для расширения КТК. Это произошло через несколько дней после того, как BP и ЛУКОЙЛ наконец уладили последние формальности по продаже британской компанией, решившей еще год назад выйти из проекта, своей доли в консорциуме. «Закончилось голосование, окончательное решение об инвестировании в расширение системы принято единогласно, одобрен необходимый комплекс документов», -- сообщил вчера вице-президент «Транснефти» Михаил Барков.

КТК является оператором нефтепровода Тенгиз--Новороссийск, соединяющего месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Это единственный магистральный нефтепровод на территории России, не входящий в систему «Транснефти». Доли участия правительств -- основателей КТК распределяются следующим образом: Россия -- 31%, Казахстан -- 19% Среди частных нефтяных компаний у Chevron Caspian Pipeline Consortium Company 15%, LUKARCO B.V. -- 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited -- 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company -- 7,5%, Agip International -- 2%, BG Overseas Holding Limited -- 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures -- 1,75% и Oryx Caspian Pipeline -- 1,75%.

Вопрос о расширении КТК активно обсуждался еще с прошлого года. На данный момент мощность КТК составляет 32 млн тонн нефти в год. Изначально на увеличении объемов прокачки каспийской нефти через КТК более чем вдвое -- до 67 млн тонн -- настаивала Россия, которой необходимо было выполнить взятые на себя обязательства по заполнению трубопровода Бургас -- Александруполис (предполагалось, что его строительство начнется в этом году). Однако с этой позицией затем согласились и все иностранные акционеры, кроме BP. Следует отметить, что решение о начале нового строительства фактически лишает акционеров возможности получить прибыль. Согласно уставу КТК, все доходы от прокачки по первой очереди трубопровода направлялись на погашение кредитов, взятых на его строительство. Стоимость расширения нефтепровода на данный момент оценивается в 4,5 млрд долл. По мнению большинства акционеров, работы по удвоению мощности должны вестись за счет внутренних источников консорциума. Однако BP, которая фактически в проекте была лишь инвестором, т.к. не имела существенных объемов нефти для прокачки, настаивала на финансировании за счет заимствований. Не встретив понимания у других членов консорциума, британская компания решила выйти из проекта, предложив ЛУКОЙЛу и «Казмунайгазу» опцион на свою долю в проекте. При этом в BP не стала выступать против начала работ по проекту расширения нефтепровода.

Акционеры КТК подписали соглашение о выходе британской компании из проекта в конце ноября. Сделка по приобретению ЛУКОЙЛом доли британской компании в их СП LUKARCO, владеющем 12,5% трубопровода, за 1,6 млрд долл., была завершена только в конце прошлой недели. Также BP владела 19% в еще одном акционере КТК -- Kazakhstan Pipeline Ventures. Эту долю за 250 млн долл. еще в апреле выкупил «Казмунайгаз».

Со сделкой между ЛУКОЙЛом и ВР ситуация оказалась гораздо сложнее. LUKARCO также принадлежит 5% в добычном проекте на Каспии «Тенгизшевройл», куда входят также Chevron, «Казмунайгаз» и ExxonMobil. BP предпочла продать свою долю в добывающем активе ЛУКОЙЛу, хотя опцион на нее имела и казахстанская компания. «Казмунайгаз» крайне негативно отнесся к вхождению российской компании в проект, поэтому сделка по продаже BP доли в LUKARCO всячески тормозилась властями страны, рассказал «Времени новостей» источник, близкий к переговорам.

Из-за растянувшегося процесса продажи BP своей доли срок ввода второй очереди КТК был сдвинут на 2014 год. Однако это уже не так принципиально из-за ощутимых трудностей с реализацией проекта Бургас--Александруполис. Как известно, болгарская сторона поставила под сомнение свое участие в строительстве трубопровода. И после подписания меморандума об участие российских компаний в альтернативном проекте -- нефтепроводе Самсун--Джейхан -- его судьба остается неясной. «Думаю, теперь болгары должны перестать тормозить процесс начала строительства трубопровода Бургас--Александруполис. У нас появится реальная нефть для этого трубопровода», -- заявил «Времени новостей» источник в одном из акционеров.

Задержка в реализации проекта не изменила параметры проекта. Вчера в «Транснефти» заявили, что его реализация по-прежнему оценивается в 4,5 млрд долл., а мощность запланирована на уровне 67 млн тонн в год. «Принятие решения означает, что начинается непосредственное финансирование проекта, а не сопутствующих моментов, связанных с проектированием и технико-экономическим обоснованием», -- передает Интерфакс слова вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова. По его словам, благодаря принятому решению пролонгируется тариф и льготная ставка по кредитованию. Между тем остается неясной судьба ТЭО проекта расширения. Его изначальный вариант истек еще в сентябре прошлого года. Вчера представители акционеров КТК затруднились рассказать, начались ли работы над его новой редакцией. При этом в консорциуме ранее заявляли, что его разработка может занять порядка двух лет.

Кирилл МЕЛЬНИКОВ