Время новостей
     N°233, 17 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.12.2009
Универсальный мандат
Президенту разрешили использовать армию за пределами России без согласования с Советом Федерации
Президент России теперь может сам, без разрешения верхней палаты парламента, как было до этого, принимать решения об оперативном использовании вооруженных сил за рубежом. Такое право дал ему вчера Совет Федерации. Накануне комитет по обороне и безопасности рекомендовал верхней палате российского парламента предоставить президенту такое право.

Напомним, как развивались события. 9 ноября Дмитрий Медведев утвердил поправки в федеральный закон "Об обороне", касающиеся оперативного использования вооруженных сил за пределами страны. Эти поправки были приняты Госдумой 23 октября и одобрены Советом Федерации 30 октября. Ранее закон "Об обороне" предусматривал использование формирований вооруженных сил России за пределами страны только для пресечения международной террористической деятельности и выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ. Других законных оснований для использования российских воинских формирований за рубежом не было.

8 декабря президент внес в верхнюю палату парламента предложение предоставить ему возможность для "защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности" принимать решения об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации формирований вооруженных сил. Разумеется, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и российским законодательством. Представитель президента в Совете Федерации Александр Котенков уверил сенаторов, что документ касается "исключительно оперативных случаев".

Такое радикальное решение инициировали сами сенаторы на встрече с президентом 17 февраля 2009 года. Первая часть этой инициативы была реализована при принятии изменений в закон "Об обороне". Новая редакция этого закона выглядит так: глава государства имеет право применять вооруженные силы за территорией страны для отражения вооруженного нападения на формирования вооруженных сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами страны, для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой, для защиты граждан России за рубежом от вооруженного нападения на них, а также в целях борьбы с пиратством и обеспечения безопасности судоходства.

По Конституции России для начала военных действий за пределами страны президенту необходимо было получать разрешение Совета Федерации в виде специального постановления. Принятый вчера документ фактически дает президенту универсальный мандат на принятие решения об оперативном использовании военной силы. Верховный главнокомандующий не будет обращаться в верхнюю палату по каждому конкретному случаю оперативного использования военных формирований за пределами страны. Президент теперь может немедленно реагировать на ситуацию, не дожидаясь, что решат сенаторы.

Общую численность воинских формирований, район их действия, стоящие перед ними задачи и срок использования определяет глава государства как верховный главнокомандующий. Комплектование и обеспечение формирований осуществляет Минобороны России.

Александр Котенков подтвердил: "Речь идет о немедленном реагировании президента на ситуацию". Подобные нормы, пояснил он, существуют в международной практике. США применяли свои войска за рубежом свыше 200 раз, Франция со своих баз по всему миру реагирует на проявление терроризма, вылазки пиратов. Ситуация в августе прошлого года в Южной Осетии показала, что такое право оперативного реагирования главе государства необходимо.

Власти приводят и другой пример: если бы в 1999 году российские десантники первыми не выдвинулись в Приштину, там были бы войска других стран. Г-н Котенков добавил, что, если бы президент дожидался тогда соответствующего постановления верхней палаты, время было бы упущено. То есть прецедент был создан еще десять лет назад. Председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров также отметил, что возможность использования вооруженных сил для защиты граждан закреплена законом во многих странах.

Вполне возможно, аргументом в пользу принятого решения послужил пример Североатлантического альянса. Как известно, НАТО может применять военную силу только после консолидированного решения всех государств, входящих в эту военно-политическую организацию. Даже руководство альянса не раз пеняло по поводу громоздкости и неповоротливости системы, особенно если решение не требует отлагательств. А военные решения зачастую именно такие.

При отправке российских миротворцев за пределы России, при создании вооруженных баз за пределами нашей страны, то есть когда речь идет о долгосрочном пребывании войск за пределами страны, президент будет обращаться к Совету Федерации. Но если речь пойдет о посягательстве на жизнь российских граждан, борьбе с пиратством и обеспечением безопасности судоходства, глава государства будет принимать решение сам.

Пресс-служба Кремля поясняет, что предложение использовать армию без согласования с Советом Федерации внесено на основании пункта "г" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 года "Об обороне". Первый раз аналогичное постановление Совет Федерации принял в июле 2006 года -- об использовании вооруженных сил вне пределов РФ в связи с угрозой терроризма.

Вчерашнее решение Совета Федерации, по сути, завершило юридическое закрепление процедуры направления российских вооруженных сил за пределы страны.

Николай ПОРОСКОВ