Время новостей
     N°229, 11 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.12.2009
«Сила иногда необходима»
Лауреат Нобелевской премии мира поддержал войну и санкции
Критика, сопровождавшая решение норвежского Нобелевского комитета присудить премию мира 48-летнему президенту США Бараку Обаме, вынудила его тщательно сбалансировать все свои высказывания в Осло. Ведь оппоненты этого решения нашли его преждевременным. Составную часть премии -- чек на 10 млн шведских крон (1,4 млн долл.) гостю вручили в Нобелевском институте, куда он вчера вошел с черного хода, не увидев у парадного демонстрантов с плакатами «Премия есть, теперь ее надо отработать».

Но лауреат начал ее отрабатывать, сосредоточившись в нобелевской лекции на американском коньке -- правах человека. Но сделал он это взвешенно, с историческими ссылками. «Ни один репрессивный режим, -- сказал он, -- не пойдет по новому пути, пока не будет иметь выбора в виде «открытой двери». В пример он привел Китай, где после ужасов культурной революции встреча в 1972 году президента Ричарда Никсона с Мао Цзэдуном «казалась кому-то непростительной, но она помогла Китаю вступить на путь, избавивший миллионы его граждан от нищеты и соединивший их с открытыми обществами». Рональд Рейган в годы перестройки «не только улучшил отношения с СССР, но и вдохновил инакомыслящих по всей Восточной Европе». Обама знает, что «соглашения с репрессивными режимами» не приносят удовлетворения. Но, по его словам, санкции и порицания «могут лишь продлить ущербное положение дел».

Насчет своей премии лауреат заметил, что хотя его «достижения и незначительны», но эта награда поощряет чувство того, что «при всей жестокости нашего мира человек не только пленник судьбы». «Нобелевский день» притомил лауреата так, что от заключительной вечерней пресс-конференции он отказался. Но еще днем он разрешил журналистами задать два вопроса. Первый касался оказанной Обаме высокой чести. «Не сомневаюсь, что другие кандидаты, возможно, ее заслуживали в большей степени», -- ответил лауреат. Он не ставил перед собой задачи «победить на конкурсе популярности и даже получить Нобелевскую премию»: «Я должен отстаивать интересы США, стабилизировать экономику и сохранять позицию Америки как силы добра». Сила эта должна быть направлена к стабилизации климата Земли, глобальному ядерному разоружению, победе над терроризмом, которому «современные технологии позволяют убивать невинных людей в ужасающих масштабах».

Второй вопрос касался Афганистана, куда президент девять дней назад распорядился направить дополнительно 30 тыс. военнослужащих. Об этом же Обама говорил и в своей нобелевской речи. Июль 2011 года, по его словам, «станет поворотной точкой в афганской политике США», так как с этой даты начнется вывод американских войск из Афганистана и передача ответственности за обеспечение безопасности подготовленным американцами афганским силам.

Медаль и диплом лауреата американцу вручил в ратуше Осло глава Нобелевского комитета, генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд. На церемонии присутствовали король Норвегии Харальд V и премьер Йенс Столтенберг. Сопровождалась она музыкой Эдварда Грига и Фредерика Шопена. Обосновал Ягланд выбор своего комитета так: «Редко, когда один человек занимает столь важную позицию в международной политике и за столь краткое время дает старт столь большим переменам». Напомним, что Нобелевский комитет определил заслуги Обамы как «экстраординарные усилия, направленные на укрепление международной дипломатии и сотрудничества между народами».

Ответ лауреата был несколько обескураживающим: «Слова о том, что сила иногда необходима, -- это не призыв к цинизму, а вывод истории». Война оправдана «как средство самообороны, помощи подвергшейся агрессии стране, в случаях истребления мирных граждан их же властями и грозящей соседям гражданской войны». В других случаях полезны сочетания санкций и переговоров. Упомянул он по этому поводу Бирму, Зимбабве, Иран, Конго, Северную Корею и Судан.

«Я прибыл в Осло с обостренным чувством того, какую цену надо платить за вооруженный конфликт. Главное в присуждении мне премии -- это, возможно, то, что я главнокомандующий в стране, ведущей две войны», -- сказал Обама, имея в виду Ирак и Афганистан. Он подчеркнул: «Как бы войну ни оправдывать, она сулит человеческие трагедии. У меня нет окончательного решения проблем войны. Суровая правда в том, что мы не устраним жестоких конфликтов на протяжении нашей жизни». Пока же Обама, по его словам, «находится в начале, а не в конце своей деятельности на мировой арене» и «работает вместе с президентом Медведевым над сокращением ядерных арсеналов».

В поздравлении Дмитрия Медведева на имя американского коллеги сказано, что решение Нобелевского комитета -- это «свидетельство реалистичного видения динамики мирового развития». Российский лидер выразил надежду на то, что это «послужит дополнительным стимулом для нашей совместной работы по формированию нового климата в международной политике, продвижению принципиально важных для глобальной безопасности инициатив».

Обама подтвердил, что направит денежную часть премии на благотворительность. Он стал третьим действующим президентом США, отмеченным этой вручаемой с 1901 года премией. До него ее удостоились президент Теодор Рузвельт в 1906 году за посредничество в завершении русско-японской войны и еще Вудро Вильсон в 1919-м. Еще один президент, Джимми Картер, получил премию в 2002 году уже после своей отставки.

Накануне церемонии вашингтонский аналитик Николай Злобин заметил «Времени новостей», что «лучше бы Барак Обама отказался от премии, это был бы сильный выигрышный ход». Президент США вчера сказал в Осло: «Если я провалюсь, то тут уже не помогут никакие премии».

Александр САМОХОТКИН, Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон