Время новостей
     N°226, 08 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.12.2009
IT-эволюция
Антикризисный резерв российской экономики
Из теории известно, что уменьшать IT-бюджет компании -- значит, отказываться от сокращения издержек. Теперь, по прошествии кризисного года, это можно считать доказанным на практике.

В компании «Северсталь» с началом кризиса сочли невозможным содержать IT-отдел, выплачивая, как прежде, зарплату специалистам вне зависимости от выполненной работы. IT-отдел преобразовали с помощью компании IBS, реализовавшей этот проект, в отдельное предприятие, специализирующееся на IT-аутсорсинге (собственниками стали «Северсталь» и IBS). По словам генерального директора IBS DataFort Дениса Калинина, прибыли от нового предприятия не стоит ждать на протяжении еще полутора лет, однако уже сейчас бывший IT-отдел, который раньше приносил только убытки, вышел на ноль: доходы покрывают расходы.

Это не самый типичный, зато самый наглядный пример того, что прекращение развития IT-сектора для предприятия равно капитуляции перед кризисом. Наоборот, совершенствование IT-службы и IT-систем представляет собой антикризисный резерв. А отказ от совершенствования IT ведет к «слабоумию» бизнеса.

«За всю жизнь человек потребляет всего лишь 3--5 граммов йода (около чайной ложки), а суточная потребность йода составляет совсем микроскопическую дозу в 100--200 мкг. Однако если лишить человека этих микроскопических доз, у него неотвратимо начнется снижение интеллектуальных способностей. Если дефицит йода не устранить, человеку грозит слабоумие. С IT практически то же самое. В развитых странах IT-бюджеты предприятий составляют в среднем всего лишь 2--3% от выручки, а в России эта цифра составляет даже менее 1%. Однако если попытаться сэкономить на этих невеликих расходах, последствия для предприятия будут почти такие же, как и при дефиците йода у человека», -- говорит IT-эксперт Сергей Карелов.

Спустя полгода после начала кризиса IBS и Ассоциация менеджеров провели исследование, чтобы понять, как в тяжелые времена в России изменилось отношение бизнеса к IT. Начиная с весны 2009 года были опрошены представители более 100 компаний из списка 500 самых крупных (по оборотам).

Выяснилось, что сейчас для компаний приоритетными стали IT-проекты, связанные с улучшением операционного управления (57% респондентов), -- это повышение качества работы с клиентами, повышение прозрачности оперативного контроля, оптимизация документооборота, операционное управление финансами. При этом цель реализации большинства проектов -- усиление конкурентных преимуществ компании (38%). Только 12% IT-проектов в компаниях внедряются непосредственно «для повышения прибыли» (такова формулировка Ассоциации менеджеров).

Две трети IT-проектов, реализация которых была намечена еще до кризиса, сохранили планируемую стоимость, масштаб и сроки выполнения. По сравнению с периодом, предшествовавшим осени 2008 года, компании отдают предпочтение более быстрым проектам, на внедрение которых требуется от шести месяцев до года. И более дешевым -- до 15 млн руб. Увеличилось и количество компаний, ведущих проекты силами собственных IT-подразделений.

Но в некоторых компаниях от бюджетов на внедрение новых IT-проектов в 2009-м отказались полностью. В большинстве случаев подобные решения принимаются потому, что до сих пор не существует метрики для измерения эффективности внедрения информационной системы. Менеджеры вроде бы и понимают, что IT позволяют сокращать издержки, но в период безденежья не готовы тратиться на то, чтобы увеличить доход «в перспективе».

«Во время кризиса бизнес хочет, чтобы вообще денег не тратилось, по определению. И в первую очередь бюджеты начинают сокращать в тех отделах, которые не являются источником прямых денег. Поэтому IT находится в том же положении, что и любой бэк-офис: реклама, маркетинг, бухгалтерия», -- говорит Александр Арановский, IT-директор компании «Европа Уно Трейд» (компания специализируется на «товарах для праздника» -- воздушные шарики, сервировка стола и пр.).

И все-таки такой подход к делу скорее редкость. Тем более для тех, кто уже прочувствовал всю прелесть от внедрения новейших информационных технологий.

Еще в докризисные времена на заводе «Автонормаль» (производитель запчастей для российского автопрома) внедрение софта от SAP позволило сэкономить в общей сложности 65 млн руб. в 2006 году и 66 млн в 2007-м. Сократился, например, расход металла (за два года -- 950 тонн). Затраты на внедрение уже окупились, но на вошедшем во вкус заводе расходы на IT и теперь не сокращают.

Производителю специальной одежды «Восток-Сервис» после внедрения информационной системы (тоже от SAP) на складе удалось практически полностью решить проблему воровства и недостач.

IT помогают сэкономить или увеличить прибыль и за счет работы собственных IT-подразделений. «За этот год с помощью IT мы сократили дебиторскую задолженность. Пришлось настроить автоматическое напоминание о сроках платежей. До кризиса на это никто внимания не обращал. За счет того, что мы стали чаще пинать наших клиентов «заплатите нам!», нам удалось их дисциплинировать и сократить задолженность», -- рассказывает Александр Арановский.

В известном смысле кризис оздоровил рынок. «До кризиса никто не считал денег. Были проекты, которые стартовали только потому, что это было модно, потому что так делали все. В таких случаях никто не прорабатывал детально бизнес-процессы, не просчитывал, как и какую необходимо внедрять информационную систему, что получится в результате, сколько денег уйдет на ее поддержание. В итоге деньги бывали выброшены на ветер, а компании получали дорогие и неэффективные инструменты. В кризисное время такого себе уже никто позволить не может», -- заявляет финансовый и административный директор «Шисейдо Рус» (российское представительство японского производителя косметики) Антон Аважанский.

В кризисный год IT-проекты не исчезли из бюджетов российских компаний -- они просто стали другими. Удручающее падение рынка серверов сопровождается ростом рынка систем виртуализации -- по данным аналитической компании Gartner, объем рынка систем виртуализации составил в 2008 году 1,9 млрд долл., а в 2009-м должен вырасти еще на 43%.

В полном соответствии с данными IBS и Ассоциации менеджеров растет и рынок программного обеспечения для бизнес-аналитики -- по данным аналитиков IDC, в 2009 году он увеличится на 12,7% и составит 22,1 млрд долл. -- на 1,5% больше, чем ожидалось.





Подготовлено совместно с iToday.ru

Ольга ФЕДИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»