Время новостей
     N°109, 24 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.06.2002
Под водой
Юг России смыло дождями
Число жертв самого разрушительного в российской истории за последние полвека наводнения, охватившего с четверга почти весь Южный округ страны может пойти на сотни. Сведения о погибших, по сообщениям МЧС, вчера пополнялись каждый час -- с утра утонувших было 33, днем уже говорили о 45, к вечеру эта цифра возросла до 47. И это были только первые предварительные данные, основанные на разрозненных донесениях спасателей и властей все еще затопленных сотен городов и сел Краснодарского и Ставропольского краев и девяти республик -- Адыгеи, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии и Дагестана. Только официально вчера более 150 человек там числились пропавшими без вести. Но, учитывая полных хаос на охваченных стихией территориях, эксперты полагали, что когда появится возможность более-менее спокойно подвести итоги, количество жертв может пойти на сотни. Материальный же ущерб от наводнения, только по предварительным данным экспертов, может превысить сто миллиардов рублей.

О причинах трагедии вчера ни спасатели, ни местные власти, ни представители федерального центра говорить не решались -- попросту было еще не того. Достоверно было известно только одно -- что на девять пострадавших краев и республик меньше чем за трое суток (со среды до пятницы) природа обрушила три месячных нормы дождей. Избежать в такой ситуации выхода рек из берегов теоретически было невозможно, и в ближайшие дни государственным мужам при поиске виновных придется решать одну дилемму -- можно ли было спрогнозировать такую апокалиптическую ситуацию и заблаговременно начать спасательную операцию, или уровень человеческих знаний еще таких возможностей не достиг. Впрочем, в любом случае ответ на это может появиться не раньше, чем к концу недели -- пока созданная президентом правительственная комиссия во главе с руководителем МЧС Сергеем Шойгу занята исключительно вопросами спасения людей и срочного восстановления основной инфраструктуры затопленных районов -- восстановления связи, автомобильных и железных дорог, размещения оставшихся без крова десятков тысяч пострадавших. В целом вчера у утру подчиненные г-на Шойгу констатировали, что в большинстве республик стихия пошла на убыль. Тревожные сообщения продолжали поступать только из Дагестана и Чечни, хотя толком понять, что там происходило, из-за отсутствия связи не могли и сами местные власти.

Всего, по данным МЧС, за последние двое суток из зоны бедствия военными и спасателями были эвакуированы более 50 тыс. человек -- ничего подобного российским властям не приходилось делать со времен Великой отечественной войны. Задействованы все возможные силы и средства -- вертолеты, танки, бронетранспортеры. Данные же о жертвах стихии вчера распределялись по регионам таким образом -- в Ставропольском крае погибшими числились 33 человека, в Карачаево-Черкессии -- 10, в Кабардино-Балкарии -- 1, в Дагестане -- 2, в Чечне -- 1.

Масштабы трагедии поистине огромны. То, что на Кубани объявлена чрезвычайная ситуация, мало о чем говорит: ЧС объявляли и зимой, когда случилось наводнение на Таманском полуострове, но нынешняя ситуация намного страшнее. Только в прошлые четверг и пятницу на востоке края выпало три месячные нормы осадков. Аналогичная картина наблюдалась и у соседей -- на Ставрополье, в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. И вода в восточные районы Краснодарского края пришла от соседей. Наводнение началось там, и они были вынуждены сбрасывать воду из своих переполненных водохранилищ в реки, которые текут по Кубани. В субботу ночью эта мощная, все сносящая на своем пути волна пришла в города Армавир, Курганинск и многочисленные поселки. Разлилась не только река Кубань, но и, как раньше казалось, совершенно безобидная речушка Уруп. Причем, она превратилась в бешеный поток, несущий тонны глины и камней, вырванные с корнем деревья. За считанные минуты под Армавиром затопило поселки Красная Поляна и Старая Станица, а к утру субботы вода достигла и самого города. Как рассказал мэр Армавира Виктор Колодяжный, в 1991 году эти места уже подтапливались, но тогда сброс воды в реках достигал только 1200 кубических метров в секунду, сейчас же ежесекундно проходило более 3000 «кубов». Армавирские власти заранее просчитали опасность, и еще ночью начали эвакуацию людей, но, например, из 8 тыс. жителей Старой Станицы согласились уехать в гостиницы только 500 человек. Остальные остались в своих домах, понадеявшись на авось, и все они встречали рассвет уже на крышах.

Пейзаж в большинстве пострадавших районов напоминал кадры из голливудских фильмов-катастроф -- вертолеты снимают людей с крыш домов и увязших в грязи грузовиков, с деревьев и столбов. По улицам плавают бронетранспортеры, на которые народ пытается загрузить хоть какие-нибудь пожитки...

В Кабардино-Балкарии мощными селевыми потоками с гор оказалась затоплена столица республики Нальчик, где стихия уничтожила десятки домов, сотни километров линии электропередачи. В Карачаево-Черкесии вышедшая из берегов Кубань смыла автомобильный мост, связывавший города Черкесск, Карачаевск и туристический центр Домбай, каждый из которых теперь отрезан от мира. В Ставропольском крае под водой оказались Есентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Кисловодск. В Карачаево-Черкесии разрушено 55 мостов и 118 км автодорог.

Для Дагестана же и Чечни, где ситуация вчера продолжала еще ухудшаться, наводнение уже грозит полноценной экологической катастрофой. Разлившиеся реки Терек и Сунжа размыли десятки нефтехранилищ как легальных, так и подпольных нефтеперегонных заводов, огромные нефтяные пятна грозят выйти в Каспий или отравить сотни и тысячи гектаров земли. Впрочем, там власти пока сражаются собственно с водой. Стихия уничтожила десятки километров автодороги Грозный--Шатой, соединявшей Шатойский, Шаройский и Итум-Калинский районы. В горных районах снесены все мосты, без связи оказались пограничные заставы на российско-грузинской границе и десятки блок-постов федеральных сил. Пока подразделениям МЧС не удалось туда пробиться и просто оценить масштабы бедствия.

Игорь ГЛАНИН, Краснодарский край, Александр РАСКИН