Время новостей
     N°108, 21 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2002
Запуск мотора
Половину авиадвигателя будут делать в России
Корпорация Pratt & Whitney Canada (P&W) представила вчера в Москве проект двигателя для Российского регионального реактивного самолета. Сам региональный самолет, известный специалистам также под сокращенным обозначением RRJ, тоже пока существует только в проекте. Соглашение о его совместной разработке подписали в прошлом году российские авиастроительные фирмы «Ильюшин» и «Сухой» с американской корпорацией Boeing. P&W, по словам вице-президента по развитию международного бизнеса этой компании Джозефа Торкетти, рассчитывает выиграть будущий тендер на поставку силовой установки для RRJ. Для решения этой задачи представительная делегация канадских двигателестроителей на полторы недели осела в Москве.

Проектируемый двигатель PW-800, как и региональный самолет, предполагается создать с использованием широкой международной кооперации. P&W, которая работает над этим мотором уже в течение двух лет, хочет привлечь к этому делу пермское конструкторское бюро «Авиадвигатель» и немецкую фирму MTU Aero Engines (дочерняя компания концерна DaimlerChrysler). По словам г-на Торкетти, к 2004 году двигатель должен быть готов для сертификации одновременно по канадским, американским и российским нормам. А в 2006 году намечается наладить его серийный выпуск. Причем, как подчеркнул канадский гость, производство «как минимум 50%» составных частей PW-800 будет размещено в России.

Заместитель генерального конструктора «Авиадвигателя» Александр Семенов подчеркнул вчера, что для его фирмы это будет первый опыт равноправного участия в международной разработке современного двигателя. В советские времена бюро, превратившееся ныне в АО «Авиадвигатель», по понятным причинам функционировало абсолютно автономно от западных коллег. В последние годы пермяки совместно с P&W работают над мотором ПС-90А2. Однако, как сказал г-н Семенов, это все же модификация двигателя, созданного ранее, причем довольно давно.

Полного паритета в работах над PW-800, возможно, все-таки не будет. Вице-президент MTU Aero Engines по маркетингу и продажам Йохим Хильдерманн заявил вчера, что его компания хотела бы довести свое участие в проекте до 40%. Если PW сохранит свое участие на уровне около половины (что было бы логично для головной фирмы проекта), то на долю пермских конструкторов останется совсем немного. Впрочем, переговоры о распределении ролей в проекте еще далеки от завершения, как и контакты с потенциальными покупателями силовой установки -- консорциумом Boeing/«Сухой»/«Ильюшин». Г-н Торкетти вчера подтвердил, что официального коммерческого предложения P&W им еще не сделала. По его мнению, на данном начальном этапе проекта это совершенно нормально. Точно так же не смущает его и факт, что самолета RRJ, на который можно было бы поставить будущий двигатель, пока нет. «Мы уже создали много моторов для самолетов, которые в свое время существовали только на бумаге», -- сказал г-н Торкетти. Альтернативным «потребителем» PW-800, по его мнению, может стать самолет ARJ-21, разрабатываемый в Китае. Хотя участие в российском «регионале» остается приоритетной целью P&W.

За достижение этой цели им придется побороться с российским АО «Сатурн» и французской компанией Snecma, которые совместно проектируют (в расчете на RRJ) собственный двигатель SM146.

Михаил КУКУШКИН